{{$root.pageTitleShort}}

Шуба с горского плеча

Школьников дагестанского села Телетль скоро вооружат иголками и нитками. Пока же традиционные тулупы тимухи из овечьих и козьих шкур здесь шьют только два мастера

Про горскую бурку из валяной шерсти слышали многие. Про ее двоюродного брата — тулуп тимух — известно меньше. Чтобы увидеть процесс производства своими глазами и узнать, зачем нужны овчинные тулупы в 2018 году, корреспонденты «Это Кавказ» отправились в горное дагестанское село Телетль.

Село Телетль

Мех для джигитов

Телетль от столицы Дагестана отделяет три часа пути на автомобиле. Последние километров десять грунтовая дорога петляет вверх по склонам гор. И когда кажется, что выше уже некуда, за очередным поворотом показываются новые вершины и, наконец, первые дома Телетля. Село растянулось на склоне горы длинной цепочкой. Стены домов расположены так близко друг к другу, что кое-где машина проходит с трудом, словно нитка в игольное ушко.

Над сельским кладбищем неторопливо проплывают несколько орлов. По разным данным, возраст Телетля составляет от нескольких веков до полутора тысяч лет. И все это время, уверяют старожилы, здесь шили традиционную шубу — тимух.

От знакомой всем бурки тимух отличается и внешним видом, и технологией производства: первую валяют из овечьей шерсти, а второй шьют из шкур. А вот назначение у них одинаковое — укрывать горца от непогоды, служить ему постелью и даже защищать от ударов врага.

Но в последние годы древнее ремесло переживает упадок. В селе остались лишь два умельца, знающие технологию от и до. Делает тулупы на заказ только один из них.

Речная вода, стиральный порошок, тесто

Магомед Иманшапиев

Магомед Иманшапиев шьет тимухи уже несколько десятков лет.

— Вот как вернулся из армии в конце 70-х, так и шью. И дедушка, и бабушка, и прадедушка — у нас в роду все этим ремеслом занимались, я с детства видел, что и как делать надо.

Разитта Гаджиханова
специалист по костюмам народов Дагестана,
научный сотрудник Национального музея им. А. Тахо-Годи

«В разных селах Дагестана шили разную верхнюю одежду, такие шубы с длинным воротником — тимухи — характерны всего для нескольких сел нынешнего Шамильского района. Это старинное ремесло. В Кунсткамере в Санкт-Петербурге хранятся несколько шуб, одна из которых именно из Телетля, датируются они концом XVIII века. Однако, вероятнее всего, их делали и раньше».

Магомеду 63 года. По образованию он токарь, но, как и многие сельские жители, — мастер на все руки: и каменную кладку положит, и шубу сошьет.

Мастерскую он оборудовал в одной из комнат своего дома. В небольшом помещении повсюду шкуры, ножницы, иглы, нитки и другие атрибуты скорняка. Сидя на маленькой табуретке перед стареньким телевизором, мастер кроит очередную шубу. Овечьи и козьи шкуры покупает здесь же, в селе. Стоимость одной — от 200 до 300 рублей.

Прежде чем на нее лягут линейка и лекало, шкура пройдет несколько этапов обработки.

— Сначала нужно ее хорошенько промыть. На речке делаем запруду, застирываем шкуру обычным порошком и оставляем на несколько часов там.

Причем делать это лучше зимой — мех будет более пушистым, говорит мастер. Обычно эту работу выполняют женщины. После стирки и сушки шкуру нужно сделать более мягкой. Для этого с внутренней стороны ее смазывают тестом из кукурузной муки, воды и дрожжей.

— Потом сворачиваем и оставляем в теплом месте на несколько дней, — поясняет Магомед.

После очистки от теста шкурку нужно избавить и от жира, оставшегося от животного. Делают это с помощью нехитрого приспособления — крюкообразной деревянной палки с металлическими пластинками, которые и счищают со шкуры жир. По-аварски этот инструмент называется «хадеру».

— Ногу ставят вот сюда для упора, а руками водят по подвешенной шкуре, — показывает Магомед. — Начинаем с головы, потом бока, последние места — там, где были ножки.

Шкура распрямляется и становится более пластичной.

Почему девушки предпочитают пуховики

Следующий этап — раскройка. Чтобы сшить тимух по фигуре, достаточно знать рост будущего хозяина шубы и ширину его плеч.

Рукавов у мужской овчинной шубы нет. Поэтому кроить ее несложно, по крайней мере так уверяют телетлинцы. Тулуп состоит из шести частей.

— Под Новый год был заказ из Питера, — вспоминает мастер. — Даже не знаю, откуда мужчина мой номер узнал. Просил сшить ему тимух, обещал сам приехать ко мне за своей шубой. Но в итоге он нашел кого-то в Махачкале, и с его помощью мы отправили тимух почтой в Питер.

— На мужскую шубу обычно используют 11 шкур. На женский тулуп — сагула — восемь, — рассказывает Магомед.

У женского тулупа есть рукава, еще одно отличие — воротник. В мужском варианте он широкий, формирует строгую линию плеч с приподнятыми «верхушками», а шерсть свисает чуть ли не до пояса. Для воротника на женскую шубу достаточно одной шкуры.

— Раньше, когда девушку выдавали замуж, то обязательно тулуп женский был в приданом, — поясняет Магомед, — а сейчас корова, сервант, кресло…

Своим пяти дочерям мастер к свадьбе все же отшил по традиционной шубе. Другие горянки тоже иногда заказывают тулупы, но нечасто: предпочитают куртки и пуховики — они удобнее и гораздо легче овчинной шубы, вес которой может достигать 15 килограммов.

Сшивание частей будущего тимуха — кропотливая работа. Магомеду помогает супруга. Шьют хлопковыми нитками, обязательно надевая наперсток. Чем чаще стежки — тем теплее будет тулуп.

Над одним тимухом семья трудится около недели.

«В тимухе в маршрутку не сядешь»

Сейчас у Магомеда горячая пора: принял заказы на 120 шуб. Какие-то станут подарком от местного чиновника его гостям, часть заказывают выходцы из Телетля и других сел, живущие в городах. А на местном годекане тимух — самая модная одежда. Сидя в нем на холодных камнях, точно не заболеешь.

Побывал тимух и на вершине Эльбруса. Телетлинцы, совершившие восхождение, уверяют: ночевать, укутавшись в тулуп, гораздо комфортнее и теплее, чем в палатке. Но вот в городских условиях такая шуба все-таки уступает современной верхней одежде.

— Когда в городе бываю, конечно, ношу куртку. В тимухе ведь в маршрутку не сядешь, — разводит руками Магомед.

Стоимость одной шубы начинается от 25 тысяч рублей и может доходить до полусотни. Зависит от размера и шкуры: козьи ценятся выше.

— Голодным не останешься, — заключает мастер.

Шитье шуб за школьной партой

Магомед рассказывает, что его сын тоже планирует начать шить традиционные тулупы на продажу, хотя работа эта простая только на вид.

Есть и другие желающие. Конкуренции Иманшапиев не боится и согласен передать секреты древнего ремесла молодым. Тем более, чтобы окончательно не утратить секреты производства, в селе решили вдохнуть в него новую жизнь: обучить школьников шитью тулупов.

Кабинет труда в местной школе

В местной школе уже выделен класс, где дети будут учиться обрабатывать шкуры, кроить и сшивать их: выходец из Телетля Омар Джамалдинов недавно выиграл грант в 300 тысяч рублей на возрождение ремесла. Скоро, говорит он, появятся учебные пособия для школьников. А если найдутся спонсоры — закупят и швейное оборудование, которое облегчит процесс и удешевит производство.

Пока же шубы из Телетля — настоящий handmade.

Анастасия Расулова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Авторская колонка: Как правильно торговаться на дагестанском рынке

Умение красиво торговаться — большое и полезное искусство, считает наш автор из Махачкалы Андрей Меламедов. Он сформулировал 6 принципов правильного торга, которые пригодятся не только на базаре