{{$root.pageTitleShort}}

Путешествие из Петербурга в Архыз. Часть вторая

Купание в горном озере, обед у пастухов, поиски шашлыка в Минводах и другие приключения Стеши Чистовой на Кавказе — в заключительной части ее путевого дневника

Окончание. Начало читайте в «Путешествии из Петербурга в Архыз. Часть первая».

День 8. Я иду купаться

Открываю глаза — наша палатка освещена солнцем, утро обещает быть теплым. Я иду мыть голову!

Перебегаю ручей вброд и выбираю место в стороне от лагеря. Зачерпываю миской воду. Вдох-выдох. Выливаю! А что? Вполне терпимо. Заматываю волосы полотенцем и решаюсь на следующий шаг. Пока никто не видит!

Когда я в купальнике подхожу к озеру, на берегу уже сидит Александр, еще один наш фотограф, и курит. Подбадривает меня, говорит, что водичка хороша. Съежившись, захожу в воду. Холодная! Отступать уже нельзя — меня засекли. Вода обжигает живот. Лучше закончить с этим поскорее! Ныряю и плыву. Краем глаза замечаю, что рядом проплывает льдина. Делаю небольшой кружок и встаю на ноги. Пару раз окунаюсь и выхожу.

Холод больше не чувствуется. Наоборот — кожа горит. По всему телу ощущается легкое покалывание. Такой кайф и расслабон! Вытаскиваю из рюкзака чистую футболку — именно для такого случая я ее берегла!

Сегодня самый технически сложный участок пути — перевал Кынхара, 2853 метров. Перед крутым подъемом Сергей инструктирует нас: центр тяжести поближе к склону, отдыхаем только стоя, напролом не лезем — траверсируем, за камни не цепляемся — держимся только за траву, по сыпухе идём очень осторожно. И самое главное: если летит камень — громко кричим!

Полезла. Делаю маленькие шаги. Цепляюсь за траву. Медленно, потихоньку. Впереди идет Кирилл, любитель стихов, песен и логических задачек. Останавливаюсь перевести дух. Парень, который шел за мной, обходит меня и быстро карабкается вверх по сыпухе. Хочу лезть дальше, но снизу слышу возмущенные голоса: «Про камень нужно громко кричать!» Там Катя с Егором. Переглядываемся с Кириллом — мы не видели ничего.

Сверху открывается фантастический вид на горы и озера. Все поднявшиеся поздравляют друг друга и угощают припрятанными вкусняшками: шоколадом, сухофруктами, сушками. Самый сложный перевал взят!

День 9. Тропой Чингисхана

Проснулась от завывания ветра. Идет дождь. Палатка сильно колышется. Радуюсь, что Майя каждый день привязывает оттяжки палатки к камням — участь Элли нам сегодня не грозит.

Сегодня предстоит долгий день — 8 часов в пути. Вечером нас ожидает костер, о котором я мечтаю уже седьмой день. До этого на нашем пути не было деревьев, и готовили мы на газу.

Поднимаемся на перевал. Здесь очень красиво. И здесь есть связь! Но ловит только «Мегафон». Все повытаскивали телефоны — звонят родным и близким, узнают последние новости. Сижу на камне и смотрю по сторонам. Где-то там, за горами справа, Ясная Поляна и Черное море. А за горами слева — Архыз, туда мы идем.

Сейчас будет долгий спуск. Берегитесь, колени! Путь нам преграждает табун лошадей. Вожак, статный черный конь, выходит вперед, долго и внимательно разглядывает нас, после чего уводит своих подопечных в сторону, в горы.

Входим в лес. Становится очень душно. Сергей говорит, что мы сейчас пойдем «тропой Чингисхана». К концу пути начинаю понимать происхождение названия. Пока пройдешь по этой тропе, сам станешь как Чингисхан. Узкоглазый и желтолицый, потому что обит ветками и искусан мошками.

Наконец, выходим на поляну — тут разобьем лагерь. Все бежим купаться в речку. Вода прохладная, бодрит и освежает. Мальчишки устроили себе джакузи: легли на камни под небольшим водопадиком.

День 10. Грозовой перевал

Я просыпаюсь, и мне жарко. Хорошо еще, что наша палатка стоит в тени. Вылезаю и вижу Пашу, одиноко сидящего перед погасшим костром. Вид у него какой-то несчастный. Говорит, сильно замерз этой ночью. Смотрю на его палатку: маленькая, одноместная, положение тела — строго горизонтальное. Я бы в такой не то что замерзла, я бы там ноги протянула от приступа клаустрофобии!

Сегодня — всего лишь двухчасовой переход. Погода хорошая, лениво собираемся и никуда не торопимся. Переходим речку вброд и выходим из леса.

Наши мальчики решили размять мозги и загадывают друг другу логические задачки: про ученых с разноцветными шляпами, про отравленных кроликов и про условно бесконечный поезд. Иду молча. Думаю про еду. Поесть бы сейчас овощей и фруктов каких-нибудь. Вдалеке пасутся коровы с телятами. Они такие хорошенькие, все на них умиляются, фотографируют. А я смотрю на них и думаю про мясо. Мяса очень хочется. Шашлыка.

К месту стоянки подхожу уставшая. Погода стремительно портится. Только мы успеваем поставить шатер и перетащить туда недоваренный суп, как начинается дождь. Повезло нам! Выглядываю наружу — а там град размером с горошину!

День 11. Цивилизация близко

Путь начинаем с подъема. Я сразу же жалею о выпитых трех кружках — чай, как в старые добрые времена в начале похода, булькает в моем животе. Спустившись с перевала, подходим к небольшому домику. Это кош, место, где живут пастухи. Сергей уходит поговорить с хозяевами, а мы отдыхаем и осматриваемся. Перед кошем — небольшой огородик, но на нем ничего не растет. У домика дремлют две собаки.

«Идите все сюда!» — машет нам Сергей. Нас пригласили на обед! Садимся на лавки перед простым деревянным столом под навесом. Хозяин выносит огромный чан с айраном: «Угощайтесь! Мы его только сделали!» Кладет на стол несколько больших лепешек. Накидываемся на хлеб — наш уже давно закончился, последние дни мы едим хлебцы. У нас всего две кружки — передаем их по кругу, жадно отхлебывая айран.

Затем приносят сыр. Огромная головка, килограмма два — не меньше. Сергей говорит, что ее мы возьмем с собой и съедим чуть позже. Нам дают попробовать сыр и предлагают: кто хочет, может такую же купить с собой. Я хочу, но столько мне не съесть. Тем более мой рюкзак только-только полегчал. Пока я думала, весь сыр раскупили. Я не успела. Потом шла и жалела. И сейчас еще жалею.

Благодарим пастухов за гостеприимство и прекрасное угощение. Извини, Сергей, ты очень вкусно нас кормил, но этот обед был самым вкусным за весь поход!

Разбиваем лагерь в живописной роще. Слева горы, справа — зеленые холмы. Это красиво!

Вдруг рядом раздается какой-то треск, и мимо нашего лагеря проезжает колонна мотоциклистов. Ну все! Добрались до цивилизации…

Наш последний походный день подходит к концу. Уже завтра мы будем в Архызе, у нас будет душ, мягкая постель и интернет. Но если бы у меня была возможность сейчас повернуть время вспять… Я бы снова надела тот тяжеленный рюкзак (он весил 19 кг, как я позже посчитала) и снова бы пошла в ту гору первого дня. Без душа, без интернета, без всего. Но с теми же людьми.

День 12. Прощальный ужин

Просыпаюсь с грустью. Сегодня последний день похода. Все молчаливые и немного печальные. Доедаем все, что есть, и складываем лагерь. Выходим. Идем как-то не спеша, часто делаем привалы. Прощальный взгляд на все оттенки зеленого — и выходим на грунтовую дорогу. Заходим за холм — и там уже трасса, путепровод, автомобили! И наш микроавтобус. Грузимся и едем. Прощайте, походные будни!

Въезжаем в Архыз. Вокруг маленькие магазинчики, продуктовые и сувенирные, торговые лотки с какими-то разноцветными банками. В голове сразу много всяких «хочу»: хочу мороженое, хочу шоколадку, хочу вон ту зеленую баночку. Хорошо, что деньги в микроавтобусе остались…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кавказская солянка
Осетинский фасолевый суп кадуры баш похож на густую пасту. Он кажется тяжелым, но на самом деле в нем много овощей: наедаешься, но не переедаешь. А самое главное — его просто готовить

Заселяемся в гостиницу. У нас почти что вип-номер — трехместный. Будем жить своей палаткой. Обстановка внутри далеко не вип: кривоватые стены, советская мебель, отсутствие пододеяльников и туалетной бумаги. Но после девяти ночей в спальнике — очень даже ничего!

Не тратя времени на душевые процедуры, идем обедать в кафе. Сергей угощает нас лагманом — наваристым супом из мяса и овощей.

Вечером будет прощальный ужин. А пока — свободное время. Мальчишки собираются на рафтинг. Я бы покаталась на лошадях, но со мной никто не хочет. Без компании не интересно. Решаю присоединиться к Кате и Майе в прогулке по окрестностям. А перед этим иду с ними по магазинам.

Продавец расхваливает варенье из грецкого ореха, но моя рука тянется к баночке, в которой плавают шишки. Варенье из шишек! По пути пьем «Грушу», вкуснющий карачаевский лимонад.

Перед прогулкой мы решаем перекусить и заказываем жареные хычины. От их вида уже текут слюнки! И они огромные! С трудом разделавшись с этими хычинами, идем к реке. Посмотрев, как сплавляются наши мальчишки, заходим в лесок. Там отдыхают и жарят шашлыки местные жители. А мы собираем землянику.

Темнеет, мы возвращаемся. Стол накрыт, мне дают огромную хычину, но я абсолютно не хочу есть. Еще та не переварилась. Грызу овощи. Сергей произносит тосты: за девочек, за мальчиков, за поход. За инструктора тоже выпили, конечно же.

Потом каждый из нас описал самый запоминающийся момент в походе. Для кого-то это был летящий камень на перевале. Для кого-то — ночные шаги после историй о горных духах. Для кого-то — заплыв на туристическом коврике по озеру. А для меня — лагерь в тумане и чай с чабрецом.

День 13. В поисках шашлыка

Просыпаюсь среди ночи и не могу понять: где я? Почему палатка такая большая? Постепенно соображаю: я в номере, на базе, под одеялом. Успокаиваюсь и засыпаю.

В девять мы уезжаем, но до отъезда я иду на рынок и покупаю там пастилу, в магазине беру бутылку «Груши», захожу в кафе за хычиной в дорогу. А там как раз вся наша группа завтракает: манты, плов. Мне хочется шашлыка. Думаю, что вечером обязательно нужно поесть шашлыка.

Грузим вещи в микроавтобус. Хорошая новость: по пути заедем и искупаемся в минеральных источниках. Плохая новость: Сергей с нами не поедет — он уезжает к себе домой. Провожаем Сергея до автостанции. Он покупает нам подарок — арбуз. Прощаемся. В глазах щиплет — с трудом сдерживаю слезы. Прячусь за спины других. Хорошую память я оставлю о себе: «Вот была такая туристка — дохла на подъемах, ела сухарики без меры и разревелась на прощании». Да уж… «Стешечка! Приедешь еще?» — только и могу, что кивнуть головой.

Добрались до источников. Переодеваюсь, выхожу в купальню. Вот это да! Передо мной большой бассейн с бирюзовой водой. Вода теплая — 34 градуса. Еще есть бассейн с горячей водой и джакузи, вода поначалу обжигает обгоревшие на солнце руки, но бурлящие пузырьки расслабляют тело. Третий бассейн — с холодной водой, градусов 20. Я зашла по колено и сразу же вышла — холодной воды мне и в походе хватило. Начался легкий дождик, а мы плавали и ели арбуз, ели арбуз и снова плавали. Час пролетел незаметно.

С небольшой остановкой на фотосессию в стогах сена едем дальше. Прощаемся на вокзале в Невинномысске. Кто-то уезжает, кто-то остается ждать вечернего поезда. Я еду в Минеральные Воды на маршрутке.

Уже въезжая в город, понимаю, что делать там нечего. Хрущевки, низко пролетающие самолеты, деревенские домики. Единственная интересность — большая одинокая гора. Даже в хостеле девушка на ресепшене не смогла мне ответить, что можно посмотреть в Минеральных Водах. Весело у них тут. О завтрашней программе подумаю завтра, а сейчас — на поиски шашлыка!

Но не так-то все просто. Видимо, в 8 вечера в субботу в Минеральных Водах не принято ходить в рестораны, да и вообще появляться на улице. Пройдя приличное расстояние, я встретила всего один ресторан. Посетителей там, кроме меня, не было. Не было и шашлыка…

День 14. В Минводах делать нечего

Просыпаюсь от дождя, который барабанит в стекло. В столовой пусто, только один молодой человек. Он возвращается из альплагеря, ждет свой самолет. А я вот Минеральные Воды хочу посмотреть. «В Минводах делать нечего!» Да знаю я, слышала…

Все, что остается мне в этом городе в ожидании поезда, — это есть. Захожу в магазин, покупаю мороженое и, немного подумав, еще и пирожное. Сажусь на лавочку и ем, думая, куда пойти есть дальше!

Ко мне подсаживается женщина лет пятидесяти. Возможно, это особенность юга — здесь со мной все время кто-то хочет поговорить! Дама понимает, что я не местная, и спрашивает, что я делаю в городе. Отвечаю.

— Поезжай-ка ты, девочка, лучше в Железноводск или Пятигорск. Там красиво, там настоящий курорт.

И вот на часах 12. Мой поезд в 15:40. Мой рюкзак в хостеле. А я сижу в маршрутке, она везет меня в Железноводск. Выхожу на площади. Где-то тут должна быть гора, на ней парк. Спрашиваю у женщины, которая ехала со мной из Минвод, как пройти к источникам. Она вызывается провести мне экскурсию. Ох уж эти общительные южане! Я, конечно, не против.

Мы поднимаемся по парковой аллее. Пахнет соснами. Вокруг все такое неспешное и расслабленное, что начинаю чувствовать: я на курорте. На водах. Подходим к источнику. Моя спутница говорит, что источников несколько, но нужно пить воду только из одного, чтобы не было расстройств. Набираю воды в стаканчик — она горячая и газированная. На вкус солоноватая, но ничего общего с тем, что у нас продают.

Проходим по аллее мимо фонтана и других источников. Идем мимо шикарных санаториев. Вокруг гуляют респектабельные пенсионеры. Обходим гору по кругу и спускаемся по украшенной скульптурами лестнице. Время поджимает — пора возвращаться.

Выхожу из хостела. По моим прикидкам, до вокзала около 20 минут пешком. Я еще успею пообедать. Иду мимо уличной шашлычной. Решаю поесть здесь, но баранины нет. Придется взять шашлык из свинины и шашлык из грибов. На всякий случай уточняю, как долго будет готовиться. «Да быстро, 15 минут!»

Шашлык приносят через час. До поезда 15 минут, времени трапезничать нет. Решаю взять еду с собой. К вокзалу бегу бегом. Это, скажу я вам, удовольствие сомнительное — бегать с двенадцатью килограммами за спиной! Не повторяйте! В мыслях уже пронеслись все варианты: что делать, если поезд уйдет без меня. Все-таки поесть шашлыка из баранины.

В вагон вбегаю вся в мыле. Успела!

День 15. Поезд домой

Я снова в поезде «Кисловодск — Санкт-Петербург». На этот раз он везет меня домой. Каникулы закончились, пора возвращаться.

Полторы недели на Кавказе пролетели как один миг. Могла ли я думать тогда, садясь в поезд в Питере, что уезжать буду со слезами на глазах, ища повод и возможность вернуться?

В последний день похода наш инструктор спросил: «Что больше всего запомнилось?» Трудно выделить что-то одно. В моей голове целый калейдоскоп воспоминаний и впечатлений. Пока что они смешанные и перепутанные, но у меня есть целые сутки в поезде, чтобы с этим разобраться.

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.