Национальность: андийцы.
Численность: от 25 тыс. до 40 тыс. человек в мире, из них около 17 тыс. живут в России.
Где живут: в Дагестане, Ростовской области, Калмыкии и других регионах России.
Религия: ислам.
Язык: андийский.
Андийцы — это один из дагестанских народов андийской языковой группы, коренной этнос Северного Кавказа. Проживают преимущественно в Республике Дагестан, Ростовской области, Калмыкии и в небольшом количестве в некоторых других регионах России. Их численность в России составляет около 17 тыс. человек [1].
Говорят андийцы на андийском языке, который принадлежит к нахско-дагестанской семье. По культуре они наиболее близки к аварцам. Большая часть представителей народа исповедует суннитский ислам. Андийцы — автохтоны Кавказа (коренные обитатели местности), поэтому древняя история народа уходит корнями в бронзовый век региона. Их предков под современным этнонимом упоминают еще в тексте ассирийского археологического памятника «Торжественная надпись» царя Саргона II, датированного IX веком до н. э. [2].
Андийцы всегда стремились сохранять независимость и собственный жизненный уклад, поэтому сумели пронести свою уникальную культуру сквозь тысячелетия. Таким образом, андийцы — один из древнейших коренных народов, проживающих на территории России.
Этноним «андиец» происходит от аварского села Анди, расположенного в Ботлихском районе Дагестана, где и проживает значительная часть народа.
Данные об общей численности андийцев в мире варьируются от 25 тыс. до 40 тыс. человек. Подавляющее большинство народа проживает на территории Российской Федерации (около 17 тыс. человек). Преимущественно они населяют некоторые районы Республики Дагестан (около 11,5 тыс.), в частности Ботлихский, Хасавюртовский и Кизилюртовский районы. В Ботлихском районе располагается село Анди, которому андийцы обязаны происхождением своего названия [3].
Также андийцы в небольших количествах (несколько десятков человек) проживают в Ростовской области, Калмыкии, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Астраханской области и Чечне.
Точных данных о количестве андийцев за пределами России нет.
Андийцы разговаривают на андийском языке. Это автохтонный язык Кавказа, который относят к андийской языковой подгруппе аваро-андо-цезских языков нахско-дагестанской семьи. Помимо собственно андийского в нее входят ахвахский, ботлихский, тиндинский, годоберинский и другие. Андийский язык является родственным аварскому. Все перечисленные языки относят к древним языкам Северного Кавказа, они не имеют широкого распространения за пределами региона.
В андийском языке выделяют два диалекта: верхнеандийский и нижнеандийский. В разных населенных пунктах используют какой-то из двух вариантов. Согласно последним исследованиям, нижнеандийский, или кванхидатль-мунийский, можно выделить как самостоятельный язык [4].
Большинство андийцев также говорят по-русски и по-аварски.
Долгое время у андийцев не было собственной письменности. Официально принятого алфавита нет до сих пор, однако имеется ряд попыток создания текстов на андийском языке с применением кириллицы. В 2010 году вышли «Сказки народов мира на андийском языке», в 2015-м — перевод Евангелия от Луки. В переводах использовали аварский алфавит на русской графической основе.
В 2018 году вышел первый печатный андийский букварь под редакцией Расула Ибрагимова.
Большинство андийцев исповедуют ислам суннитского толка. В свое время андийцы входили в состав теократического государства Северо-Кавказский имамат, которое присоединили к России в результате Кавказской войны (1817−1864). В рамках имамата господствовала система права, основанная на шариате, а управляли им мусульманские духовные лидеры. Это наложило глубокий отпечаток на культуру региона в целом и андийцев в частности и до сих пор проявляется в высокой религиозности населения. В населенных пунктах, где проживают андийцы, например, в селе Анди, располагаются мечети и другие исламские институты.
Регион сохраняет воспоминания и о языческом прошлом. Так, местом поклонения богам и свершения обрядов у древних андийцев были горы Моду и Бахарган, которые и сейчас являются знаковыми местами для местных жителей и туристов [5].
История андийского народа очень давняя, что делает этнос одним из самых древних народов, проживающих на территории России. Предки андийцев пришли на Кавказ еще в бронзовом веке. Вблизи села Гагатли обнаружили археологические памятники, относящиеся к III-II тысячелетию до н. э. В «Торжественной надписи» ассирийского царя Саргона II, относящейся к IX до н.э., упоминают о «завоевании андийца» и пленении 4200 человек [6].
В Средние века андийцы, как и многие другие народы Северного Кавказа, подверглись завоеванию со стороны войск Тимура (Тамерлана) из Средней Азии. Вместе с захватчиками в регион проник ислам, ставший религией андийцев, которые прежде были язычниками. После этого периода некоторое время андийцы находились в составе квазигосударственного образования Казикумухское шамхальство, расположенного на территории Дагестана, но позже обрели шаткую независимость. В годы Кавказской войны (1817−1864) воевали против России в составе войск имама Шамиля, а после поражения вошли в Российскую империю. В 1921 году оказались в составе Дагестанской АССР и стали частью Советского Союза [7]. Сейчас проживают преимущественно на Северном Кавказе на территории Российской Федерации.
Традиционная андийская кухня тесно связана с кулинарными обычаями других народов Кавказа. Она сочетает в себе мясные, овощные блюда, обилие специй, выпечку, молочные продукты. В качестве основного белкового ингредиента используют баранину или говядину.
Очень популярен андийский хинкал, представляющий собой клецки из тонкого теста, подаваемые с вареным мясом, бульоном и чесночным соусом.
Большой любовью у андийцев пользуется шашлык, который маринуют в различных травах и специях и жарят на открытом огне или гриле.
Еще одно сытное мясное блюдо — жижигала — состоит из говядины, тушенной в томатном соусе со специями, и мелко нарезанных овощей, таких как картофель, лук, морковь и перец. Популярны также блюда чеченской и грузинской кухонь, кухни других народов Дагестана.
Традиционная мужская одежда андийцев близка к аварской: в основе ее простая нательная рубаха и штаны. Дополняют образ бешметом (кафтан со стоячим воротником), черкеской и папахой.
Невозможно представить традиционный наряд без бурки. Эти роскошные безрукавные плащи из войлока прославили относительно небольшой этнос на весь мир. Дело в том, что андийская бурка, свалянная из черной или белой шерсти коз местной породы, отличается такой прочностью, что способна останавливать пули и удары холодного оружия, что сделало ее кавказским аналогом бронежилета. Именно в такой одежде щеголял Василий Иванович Чапаев в легендарном советском фильме. Бурка сопровождает андийского мужчину до конца жизни и даже служит похоронным саваном.
Женщины одеваются более разнообразно в сравнении с мужчинами. В их гардеробе можно найти платья и нательные штаны.
Отличительным признаком андийской женщины является головной убор чухта, который представляет собой шапочку в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Разные элементы чухты обшивают различными цветными вставками, что придает ей очень красочный вид. Этот головной убор играл важную роль в жизни женщины и ритуалах от свадьбы до проводов в последний путь.
Сверху чухту укрывают обрезом белой ткани, ниспадающим до плеч.
Основной социальной единицей андийского общества издревле был джамаат — община, состоящая из нескольких крупных родов. Семейные ценности были всегда важны для андийцев. В частности, принято почитание старших. Существовал также обычай кровной мести, который сейчас постепенно уходит в прошлое.
Существовало три способа заключения брака: сговор со сватовством, похищение невесты и уход из дома. Два последних способа не приветствовали, за них грозила кровная месть.
Свадьбы начинают со сватовства, калым у андийцев не принят, приданое остается в собственности невесты до конца ее жизни. В день свадьбы за невестой приезжает кортеж из родственников и друзей жениха и забирает ее с собой. По пути жители окрестностей мешают каравану проехать, учиняя всяческие препятствия. После всех перипетий невеста все-таки оказывается в доме суженого [8].
Историческая родина андийцев — Андийский котлован. Это суровая горная местность с непростыми климатическими условиями. Поэтому традиционный образ жизни андийцев довольно аскетичен.
Горные перевалы использовали для скотоводства, разведения коз, коров и баранов. В низинах прибегали к сельскому хозяйству, садоводству. Занимались и традиционными ремеслами: ткачеством, вышивкой, деревообработкой, производством предметов из кожи [9].
Жили андийцы в традиционных одноэтажных каменных домах с плоскими крышами под названием «чача». Современные андийцы проживают в более комфортных условиях с электричеством, водопроводом и интернетом.
Важную роль в жизни андийцев играют различные праздники, в том числе исламские.
- Умахан Умаханов (род. 1959) — бывший депутат Государственной думы VI и VII созыва, бывший заместитель председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, бывший член комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
- Магомед Лабазанов (1890−2012) — российский долгожитель, проживавший в селе Серебряковка Кизлярского района Дагестана, считался старейшим жителем России.
- Умар-Хаджи Андийский (1849−1921) — известный в исламском мире ученый и богослов.