{{$root.pageTitleShort}}

Загадки старых фотографий:
Человек-копна

Эти снимки были сделаны в Чечено-Ингушетии 40 лет назад известным фотографом Игорем Пальминым и могут рассказать о той эпохе больше, чем учебник истории. Нужно только понять, что на них изображено

Нет, это не елка. И не киднеппинг средь бела дня. Хотя под этой копной зеленых веток идет ребенок с мешком на голове. Куда его ведут, зачем тащат следом ведро воды? Об истории этих фотографий нам рассказали Соби Шахбулатова из высокогорного чеченского села Итум-Кале и сам автор снимков Игорь Пальмин.

Игорь Пальмин, фотограф

«Я работал по заданию издательства „Искусство“ для серии совместных с ГДР архитектурных путеводителей по Союзу. Мне надо было снять около 20 кадров. Но после первой поездки не выдержал, „заболел“ материалом и через месяц вернулся. Увеличил маршруты, ходил месяц и неделю, перешел в Ингушетию, там меня задержал снег. Том об архитектуре Северного Кавказа вышел в итоге без Чечни. Но для меня она навсегда осталась важной темой»

— Пальмин сделал эти два снимка у нас в селе, — вспоминает Соби. — Все герои живы-здоровы, правда, они давно уже не дети, кто-то — даже дедушка. Что запечатлел? Как развлекались мальчишки. Других-то развлечений на селе не было. Вот и затеяли балаган с копной. А вообще, это старинный обряд прошения дождя. Здесь, в горах, он называется хьогали, на равнине — как-то иначе…

Пытаемся узнать об обряде больше. Спускаемся с высокогорья в город Урус-Мартан. Здесь ни один из подростков, которым показали эти фотографии, не знал, что за «процесс» на них изображен. Те, кому за 30 или около того, предположили: «Да, вроде игра такая была, а как называлась… Не помню». Зато седобородый Магомед Абубакаров, мельком взглянув на фото, уверенно заявил:

— Да это обряд къаршкъули, и стожок на фото так же называют. Только вот в 70-е мало кто воспринимал его как обряд, больше как игру, забаву такую…


Магомед вспомнил случай:

— Однажды — мне тогда было лет 10−11 — я подсел к старикам. Они каждый день собирались в одном и том же месте и проводили время в беседах. Так вот, в тот год лето выдалось засушливым, и они сетовали, что и кукуруза плохо уродилась, и сена накосить негде: вся трава выгорела. Тут наш сосед и рассказал, как в старину вызывали дождь. Кого-то из молодых «наряжали» копной, водили по улицам, и сельчане выливали на него воду… О том, что это языческий обряд, не было сказано ни слова. Я в тот же вечер договорился с ребятами, и на следующий день мы пошли по дворам. Ряженым был я, и на меня в тот день вылили 73 или 74 ведра воды. Из-под копны ничего не видно, и, лишь услышав знакомый голос, я догадывался, где мы, у кого во дворе…

— Меня даже мама не узнала, — признается Магомед не без восторга. — Выплеснула воду мне на голову и сказала ребятам, мол, къаршкъули ваш какой-то вялый, давайте покормлю его. Меня по-быстрому вывели со двора, и все лето я только и слышал от друзей: «Жаль, не дали мы твоей маме посмотреть, кто у нас под копной, она бы тебя „покормила“… хворостиной». Мы были такими же, как эти ребята на снимках, — босые, в трусах, но гордые тем, что затеяли нужное дело

Горское название древнего обряда — хьогали — происходит от слова хьогалла — «жажда». А этимология равнинного термина къаршкъули, по мнению этнографа, автора «Топонимии Чечни» Ахмата Сулейманова, восходит к чеченским къарш — «крест», къули — «источник».

Дождь «заказывали» и другими способами: мыли мотыги в реке, окуривали поля перед посевом, пропахивали русло пересохшей речки, подвешивали убитую змею, читали над камнями молитву языческому богу Делу и бросали их в реку.

Во времена СССР эти и другие обряды, многие традиции и обычаи разных народов числились «пережитками прошлого». В нынешней России этот «термин» уже не употребляется, но и древняя магия не в чести. Новая эпоха диктует свои правила: «Уповай на Аллаха, проси только у Него!»

Абдул Ицлаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Лезгинка похожа на фламенко или танго — но в ней больше огня». Где и как учат кавказскому танцу в Москве

Сможет ли москвич научиться танцевать с кавказским задором и почему лезгинка помогает убежать от Альцгеймера — рассказывает основатель школы танца «Адат» Тагир Исламов