{{$root.pageTitleShort}}

Как на Ставрополье ветер поймали

Кавказ выходит в лидеры российской зеленой энергетики — вслед за крупнейшей солнечной электростанцией здесь построили самый мощный ветропарк. И продолжают строить дальше

В декабре 2020 года в Ставропольском крае заработала самая крупная ветроэлектростанция страны — 84 ветроустановки, которые будут вырабатывать 597 млн киловаттчасов энергии в год. Корреспондент «Это Кавказ» отправился на Кочубеевскую ВЭС, чтобы своими глазами увидеть, что такое «зеленая энергетика».

Страна ветров

Блестящие ветряки с вращающимися лопастями видны еще на подъезде к Невинномысску. На фоне горы Стрижамент они кажутся невысокими. Не заезжая в город, едем по трассе и сворачиваем налево в сторону станицы Новоекатериновской. В бок машины бьют порывы сильного ветра. Здесь, между Ставропольским плато и предгорьями Кавказа, находится Армавирский ветровой коридор. Из-за особенностей рельефа и микроклимата ветра дуют тут постоянно, чаще всего с востока. Понятно, почему Росатом выбрал для ветропарка именно этот район. Свою роль сыграли еще два фактора: достаточно разветвленная электрическая инфраструктура и лояльное отношение губернатора Ставропольского края, местных властей и правообладателей земельных участков.

Дорога ведет в гору. Вышки ветроустановок теперь ближе, видно, что они ничем не огорожены — стоят прямо посреди полей и пастбищ, совершенно не пугая пасущихся овец. Сеткой огорожены только подстанция и оперативный пункт управления ветропарком.

Адыгея, Ставрополье, Ростов

Навстречу выходит суровый охранник, проверяет наличие маски и перчаток. С карантинными ограничениями здесь строго — когда договаривались об «экскурсии», справка об отрицательном ПЦР-тесте была обязательным условием.

Руководитель управления организации строительства АО «НоваВинд» (именно этот дивизион Росатома отвечает за реализацию проектов по ветроэнергетике) Олег Булаивский просит немного обождать — утреннее совещание коллектива еще не закончилось. Тем временем успеваю пройти инструктаж, расписаться в журнале техники безопасности, получить каску и жилет. Понаблюдать, как работают сотрудники станции (изучают документы, заносят данные в компьютер), и послушать их разговоры. Говорили в основном об Адыгейской ветростанции, которая была крупнейшей в России, пока не запустили Кочубеевскую. Обе строили одни и те же специалисты «НоваВинд», и им же предстоит развивать отрасль дальше.

Олег Булаивский (в центре)

— Адыгейская ВЭС — это первая станция Росатома, — поясняет Олег Булаивский, закончив совещание. — Установленная мощность — 150 МВт, поставляет электроэнергию на оптовый рынок с марта 2020 года. Сейчас строятся еще три ВЭС: Кармалиновская мощностью 60 МВт и Бондаревская (120 МВт) в Ставропольском крае и Марченковская (120 МВт) в Ростовской области.

Башня силы

В строительстве одной ветростанции участвуют до шестисот специалистов. Но сейчас, когда ВЭС приступила к работе, ее обслуживают 25 человек.

С одним из них — руководителем отдела пусконаладочных работ Николаем Ериным — едем на машине осматривать ветропарк. Спустившись с холма, где стоит оперативный пункт, останавливаемся под одним из ветрогенераторов. Вблизи это монументальное сооружение поражает размерами: его высота без учета лопастей 100 метров, длина каждой из трех лопастей — 50 метров, так что размах «крыльев» как у футбольного поля. Вес одной лопасти — 8,6 тонны. Они вращаются медленно, издавая неторопливое, мощное, ритмичное «шух-шух-шух».

Укрывшись от ветра в машине, слушаю лекцию о том, как монтируют эти ветряные «мельницы».

Сначала роют фундамент диаметром 20 метров. Забивают буронабивные сваи длиной 18−25 метров. Армируют 57 тоннами арматуры и заливают 370−470 кубометрами бетона. В течение двух недель строители каждые 2 часа замеряют температуру бетона — и регулируют ее, утепляя или охлаждая фундамент до нужных показателей, чтобы бетон застыл правильно и выдержал гигантскую нагрузку. Башня, ступица, лопасти, гондола, генератор, двигатели, поворотный механизм и другое оборудование — общий вес всей этой конструкции составляет около 320 тонн, и она еще считается самой легкой и компактной в своем классе.

{{current+1}} / {{count}}

Ветряки устанавливают на удалении 3−10 диаметров ветроколеса друг от друга. И никаких проводов и столбов вокруг: кабели прокладываются под землей. По ним электроэнергия поступает на подстанцию, а оттуда передается в общую сеть.

84 метеостанции

— Скорость вращения у каждого ветряка своя, — рассказывает Николай Ерин. — Так как в каждой установке своя метеостанция, то и расчет угла поворота и прочих параметров индивидуальный. Производится автоматически. Если постоянная скорость ветра начнет превышать 25 м/сек, лопасти поворачиваются на нулевой угол атаки для наименьшего сопротивления ветра, и установка останавливается, чтобы сильный ветер не повредил ее. Вращение лопастей раскручивает генератор, в обмотке которого вырабатывается электрический ток. Далее энергия поступает на силовой трансформатор, где преобразуется в сторону повышения. В результате мы получаем электричество нужного напряжения.

Следующая остановка — на возвышенности, откуда открывается вид на весь ветропарк. Отсюда ветроустановки смотрятся особенно красиво и футуристично, не теряясь даже на фоне Кавказского хребта и двуглавого Эльбруса. Но вряд ли туристы будут задерживаться здесь надолго: ветер еще усилился и почти срывает с головы каску.

— Для этой местности вполне обычное явление, — говорит водитель. — Всегда дует. Сколько здесь вожу людей в разное время года, ветер не прекращается. Особенно сильный зимой.

Останавливаемся в поле возле еще одного ветряка. Вокруг уже начали всходить посевы. Темные, свинцовые тучи быстро проносятся над головой. Когда смотришь, как на их фоне непрерывно вращаются лопасти, кажется, будто плывешь. Гляжу вверх, задрав голову, и замечаю видеокамеру. Как оказалось, по всему ветропарку установлено множество камер видеонаблюдения. Поэтому и нет заборов. Охрана держит весь периметр под контролем и непрерывным наблюдением.

Мегаватты из воздуха

Крупнейшей ветровой электростанцией в мире считается китайский комплекс «Ганьсу» в городе Цзюцюань. Ее мощность после ввода в 2009 году составляла 7965 МВт. К 2020 году власти Китая планировали увеличить показатель до 20 ГВт. Две следующие по мощности станции построены в Индии.

Самым крупным ветрогенератором в мире считается немецкий Энеркон Е-126. При хорошем ветре он вырабатывает до 7,58 МВт электроэнергии — ее хватит, чтобы снабжать светом небольшой город.

Мощность одного ветряка на Кочубеевской ВЭС в три раза меньше — 2,5 МВт, но в дальнейшем Росатом планирует производить установки мощнее — 4,5 МВт.

Наиболее технически сложные элементы ветроустановок — генератор и гондолу — производят на собственном заводе в Волгодонске. В «НоваВинд» рассказывают, что персонал завода проходит обучение в специально оборудованном классе с использованием VR-технологий. Надевая 3D-очки, человек попадает в виртуальный цех и последовательно проходит все операции сборки агрегатов ветроэнергетической установки, которая включает более семи тысяч деталей. Башни производит партнер проекта — компания «ВетроСтройДеталь», завод которой также расположен в Волгодонске.

В России ветроэнергетика — направление новое, но уже показавшее свою перспективность. На сегодняшний день в этот проект Росатома вошло полсотни российских компаний, а это более 2000 новых рабочих мест. Строительство Кочубеевского ветропарка обошлось более чем в 23 миллиарда рублей, общий объем инвестиций в проект «Ветроэнергетика» Росатома до конца 2024 года превысит 50 миллиардов.

И, кажется, Ставрополье станет главным «ветропотребителем» и флагманом «зеленой энергетики» в стране: в крае намерены довести общую мощность ветростанций до 1,2 ГВт. Уже получено разрешение на строительство еще одного ветропарка — Медвеженской ВЭС мощностью 60 МВт. А в Труновском районе, где планируется строительство Берестовской ВЭС, идет геологическая разведка, изучение климатических условий, ветромониторинг и определение розы ветров.

Александр Погожев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Трамвай и отель с видом на горы. Как изменится город-курорт Железноводск через 5 лет

ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. Продолжаем разбираться, как изменятся города-курорты Кавминвод

Аэросолярий, сухие фонтаны и новые турбазы. Как изменится город-курорт Ессентуки через 5 лет

ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. В серии материалов разбираемся, как преобразятся города-курорты Кавминвод