Осетинский модный бренд Z’KOD готовится отмечать свое десятилетие. В преддверии юбилейной даты его основательницы Зарина и Зита Кодзати готовятся к презентации новой капсулы в Баку. Придумывают и отшивают все эти стильные модели во Владикавказе.
Недоступный бренд
— Z — это Зарина и Зита, а KOD — производное от фамилии Кодзати, — рассказывает одна из основательниц бренда женской одежды Z’KOD Зарина Кодзати. — Если бы не Зита, ее вера в меня, то нашего бренда одежды просто не было бы. Я бы все так же сидела и рисовала эскизы в своем альбоме. А еще у Зиты потрясающая чуйка, которая, кстати, ни разу нас не подводила. Фраза «Поверь мне, я так чувствую» — наша вечная спутница.
— В первой капсуле были еще совсем не популярные портупеи, а деньги в коллекцию инвестировал папа. Он помог купить дорогое швейное оборудование, остальное приобретали за свои деньги, — рассказывает сестра и напарница Зарины Зита Кодзати. — Девять лет назад о нас никто не знал, и поэтому мы уделяли большое внимание «упаковке» бренда: не жалели сил и средств на съемки для соцсетей. Благодаря им о нас узнают клиенты, другие дизайнеры, коллеги из мира моды. В сети нет границ — и это большой плюс.
Мы сразу пошли в премиум сегмент. Хорошая вещь не может стоить дешево. Качественные ткани и фурнитура, профессиональные мастера и, конечно же, уникальность изделий — за это приходится платить. Поэтому назвать бренд Z’KOD доступным для всех нельзя, но у него определенно есть свой клиент.
Сделки с поставщиками и совестью
— Если кто-то думает, что индустрия моды — это легко, то поспешу огорчить, — убеждена Зита. — Создавая свой бренд одежды, вы начинаете заниматься серьезным делом, которое требует полной самоотдачи и постоянного развития.
И я сейчас не только про внешние факторы: пандемию, закрытие границ, сбои в логистике. Ткани, например, приходится ввозить какими-то невероятными маршрутами и платить огромные деньги за таможенные налоги. Зачастую каждый новый шаг — это борьба, в которой очень важно не предать себя и свои идеи.
— Представьте: пять утра, мы с командой заканчиваем срочный заказ от постоянного клиента, все уже устали, — делится рабочими моментами Зарина. — Остается буквально одна строчка. Мастер показывает уголок, и я замечаю, что правая сторона получилась выше. Естественно, говорю об этом. Девочка спорит, утверждает, что три раза все проверяла. Мы берем линейку, измеряем и видим, что расхождение есть, но всего миллиметр.
Как быть? Конечно же, переделывать. Это как раз сделка с совестью. Я не смогла переступить через себя и пропустить изделие в таком виде. Переделали. И сегодня, спустя годы, я понимаю, что поступили правильно. Важна каждая строчка.
Осетия — новый Милан
— После показа на выставке «Россия», где Z’KOD представлял Северную Осетию, поступило много интересных предложений. Среди них — приглашение на Каннский кинофестиваль. Мы в сжатые сроки отшили платья, собрали образы, но, к сожалению, вовремя не получили визу, — рассказывает Зита. — Несмотря на это, красная дорожка в истории Z’KOD в этом году все же случилась.
Мы отправились на Венецианский кинофестиваль. Можно сказать, исполнилась маленькая мечта. Мне кажется, что пройти по красной дорожке хочет каждая. А пройти в платьях собственного бренда и получить массу комплиментов — вообще бесценно. Но мы не просто прогулялись в одном наряде среди кинозвезд и фотографов, мы привезли с собой семь чемоданов одежды — новую капсулу, в том числе костюмы-тройки. Мы сбили ноги в кровь, меняли локации, вставали практически в четыре утра, чтобы все успеть.
— Это того стоило, — добавляет Зарина. — Наши образы заинтересовали гостей Венецианского фестиваля, с нами знакомились, расспрашивали нас о бренде, уточняли, откуда мы. Это трудно описать словами, какие эмоции испытываешь, когда в ответ на многочисленные вопросы ты просто показываешь серебряную плашку с гравировкой бренда, которая сейчас красуется у тебя на спине, и рассказываешь, что Зарина и Зита — это мы, дизайнеры из Осетии.
— Поездка на Венецианский фестиваль — это возможность рассказать всему миру об Осетии, ее дизайнерах. Это еще один шаг к тому, чтобы привезти неделю моды в нашу маленькую республику, — считает Зита. — Я верю, что в Осетию может съехаться весь модный мир. А почему нет? Наш регион — один из немногих на юге страны, которому под силу организовать на высочайшем уровне не просто российскую неделю моды.
Костюм как символ женственности и силы
— Не успев вернуться из Венеции, мы начали готовиться к презентации капсулы в Баку. В коллекции преимущественно брючные костюмы-тройки, которые уже стали ДНК нашего бренда, — делится с нами Зита.
— Это моя любовь, просто посмотрите, он идеален, — Зарина показывает деталь пиджака из новой коллекции. — Такой окат рукава мы впервые сделали в нашем цеху — сами его разработали и реализовали. Он без головки, срезанный, абсолютно ровный.
— Зарина сейчас говорит о деталях, а я бы хотела акцентировать внимание на философии бренда. Наш костюм-тройка — это не просто брюки, жилет и пиджак, это что-то больше, можно сказать, доспехи сильной женщины, которая адаптируется ко всем вызовам патриархального общества.
К этой мысли нас подтолкнула Наталья Водянова. Она обратила внимание, что мы, женщины, уже не замечаем всех препятствий, которые постоянно выпадают на нашу долю, мы существуем в них. А костюм-тройка — самые настоящие доспехи, символ силы, свободы и при этом женственности, ведь он подчеркивает преимущества и скрывает недостатки, — убеждена Зита.
Образы для самих себя
— Кстати, Наталья Водянова была одной из первых обладательниц пиджака Z’KOD. Фото модели в нем на Красной площади в популярной соцсети облетело, наверное, всех осетинских пользователей, — добавляет Зарина.
— Наталья далеко не единственная знаменитость, в чьей коллекции есть вещи нашего бренда. Первое платье у нас заказала Сати Казанова. Потом мы подготовили два образа для Альбины Джанабаевой. Работали по присланным меркам, без единой примерки, но все село идеально, — рассказывает Зита. — А еще пальто из нашей практически первой коллекции носит принцесса Саудовской Аравии Дина Абдулазиз, в прошлом главный редактор Vogue Arabia.
— Сегодня на базе ателье Z’KOD также создается свадебное направление, линейка домашней одежды и постельного белья. Все модели выпускаются ограниченным тиражом. Над ними трудятся около 20 опытных мастериц, — рассказывает Зарина.
— Мы не повторяем коллекции модных домов, мы не стараемся сделать то, что будут носить все, мы создаем то, что будем носить сами. Наверное, это и позволяет нам приближаться к успеху, — подытоживает Зита.