— В 2012 году на одном из всероссийских чемпионатов по уличному футболу, когда мы обыграли всех в своей возрастной группе, подошли организаторы и попросили: «Можно мы напишем на грамотах и табличках не аул Адыге-Хабль, а город?» Ну, мы согласились. Видимо, не хотелось им аулу проигрывать, — вспоминает заслуженный тренер Карачаево-Черкесской Республики Виталий Кундохов. Именно он руководит футбольной командой девочек с неженским названием «Адыг». Помогает ему другой детский тренер — Артур Айбазов (стаж тренерской работы — 25 лет).
«Рыжая звезда»
Сначала команда не задумывалась как женская. Виталий Кундохов в школьные годы играл в черкесском «Нарте». После армии, в 1983 году, организовал взрослую футбольную команду «Адыг», со временем переключился на молодежь, а сборная команда девочек появилась абсолютно спонтанно. В 2011 году к Виталию Ибрагимовичу привели девочку, в которой он сразу рассмотрел будущую звезду.
— Талантливая была. Уже сколько лет она не играет, а ее все равно помнят. Спрашивают на соревнованиях: «А где ваша рыжая?» Уехала она, даже не знаю, где сейчас. Если бы оставили в футболе, была бы в числе лучших в России. Родители не захотели, не поверили мне. Столько лет прошло. Такой девочки я больше не видел… — вспоминает тренер.
«Рыжая звезда» стала своего рода центром притяжения для других девчонок, которые потянулись в секцию — необычную и даже немного провокационную для здешних мест.
«Какой футбол?»
— Не секрет, что на Кавказе в приоритете все виды борьбы. Здесь мальчик еще не родился, а родня уже думает, к какому тренеру по борьбе его отдать. Какой футбол? Особенно среди девочек. Даже мой родной сын предпочел борьбу, потому что это модно, — признается Виталий Ибрагимович.
За время своего существования команда много раз занимала призовые места на чемпионатах российского уровня. В общей сложности у Виталия и Артура занимались около 60 воспитанниц, две из них сейчас играют в сборной России, пять — в женском футбольном клубе «Дончанка» в Ростове-на-Дону, а еще две — в клубах в Москве.
Чего только не наслушались тренеры за это время.
— "Вы себе легкий путь нашли, чтобы мальчиков не тренировать". Ну, попробуйте, если считаете это легким путем. После нас многие пытались, но потом сдались. Да и родители часто не хотят, чтобы девочки продолжали тренироваться. После 8−9 класса стараются забрать. «Вы нам из них мальчиков сделаете, с мужской фигурой и походкой, а им потом еще замуж выходить». Менталитет такой. Сначала кричали: «Кривоногие будут». Потом успокоились. К нам часто они приходят полненькие, здесь стройными становятся, и ноги у всех совсем не кривые. Посмотрите, какие красавицы! — утверждает Виталий Кондохов.
Настоящая бойня
Шестиклассница Самира Шебзухова попала в футбол благодаря двоюродной сестре, которая посещала секцию и с восторгом рассказывала про тренировки, поездки и соревнования.
— Конечно, мама была против поначалу. Отдала меня на танцы. Мне не интересно там было, я попросилась на футбол. В будущем я хочу стать футболисткой. Не могу без футбола ни дня. Многие родственники говорили: «Ты будешь кривоногая, и походка будет как у мальчика». Но я так не считаю, могу и платье надеть, и брюки. Такая и леди, и пацанка одновременно. Когда в школе какая-то олимпиада по физкультуре, всегда меня отправляют. Еще я лучше всех в классе прыгаю и бегаю, выполняю норматив за девятый класс, — рассказывает Самира.
В свои 12 лет Самира уверена, что ребенка нельзя принуждать идти по пути, выбранному для него взрослыми:
— Мои дети сами будут выбирать себе хобби, я не буду вмешиваться. По крайней мере, я сейчас так думаю.
Другая юная футболистка Аминат Кумратова в спорте уже семь лет, четыре из них в футболе. До этого занималась вольной борьбой. Теперь к футболу прибавились еще и национальные танцы.
— Младшие сестры тоже за мной пошли на футбол. Если нужно, я всегда дам сдачи, но меня никогда и не трогают в школе. В классе у нас все такие девочки — наряды, косметика. Мне все это не интересно. Каждый день с радостью иду на тренировку, играем вперемешку с мальчиками, каждый вечер тут начинается настоящая бойня. Люблю физкультуру, спорт. Но себя там не вижу, мне близкие не разрешат, — признается Аминат Кумратова.
Предрассудки и отцы
В кавказских семьях, особенно сельских, женский спорт обычно не приветствуют. Девочка должна сидеть дома, быть послушной и скромной, иначе замуж не возьмут. Даже поездки на соревнования приходится скрывать от братьев.
— Однажды мне сказали, что в ауле Кара-Паго есть девочка, которая на кулачках отжимается 60 раз. Я поехал, забрал ее, стал тренировать. Сейчас она профессиональный игрок с хорошей зарплатой, — рассказывает тренер Кундохов. — Многих девочек после 8 класса забирают. Почему-то считают, что они не смогут совмещать спорт с учебой. Конечно, мы пытаемся разговаривать: будет гордостью университета, может вырваться из глубинки, заработать для семьи денег. Тем более женский футбол — очень перспективный вид спорта, со временем может стать популярнее мужского. В России последние годы тоже стали продвигать женский футбол. К 2024 году в каждом регионе страны планируется создать женские команды. Так что мы двигаемся в правильном направлении. Но родители не всегда нас слышат.
По этой причине Виталий и Артур никогда не собирают деньги с родителей девочек для поездки на соревнования.
— Лишь бы ходили. По домам после тренировки всех развозим, создаем все условия. У мальчиков все по-другому — там скидываются на поездки. С девочками же мы ездим только на те турниры, где проживание и питание бесплатно. А другие женские команды ездят по разным турнирам.
К счастью, есть родители, которые поддерживают увлечение своих дочерей. Гарик Кургинян — как раз тот папа, который обеими руками за футбол.
— Ариана с самого детства тянулась к мячу. Ее первое слово было не «мама», не «папа», а «мачик». В 7 лет она попросилась на футбол. Не нашли женскую команду, тренировалась в мальчиковой. Было это четыре года назад. Мы с супругой не хотели расстраивать ребенка, думали, что сама перегорит, но она не перегорела. В итоге втянулись и мы, теперь возим ее на тренировки, соревнования, болеем за нее и во всем поддерживаем. Даже довольно серьезные травмы не смогли победить ее страсть к футболу. Сначала родственники были в шоке, потом — смирились, теперь — гордятся, — рассказывает Гарик Кургинян.
Сегодня родители Арианы всерьез думают о том, что их дочь свяжет свою жизнь с футболом.
— Мы не должны позволять каким-то предрассудкам ограничивать наших детей. У кавказских девчонок есть характер, дерзость, выносливость, а значит, у них есть будущее в футболе, — считает отец Арианы.
Ради общей победы
Сравнивая мальчиков и девочек, Виталий Ибрагимович признает, что, на его взгляд, девочки более организованные, восприимчивые к критике и сплоченные.
— Я всегда им говорю: в нашем спорте, как и везде, 1% таланта, все остальное — трудолюбие. А еще очень важна сплоченность и сила воли. Помню, как на всероссийском фестивале дворового футбола, который проходил недавно в Москве, наши девчонки отказались от обеда, съели только по банану. На полный желудок играть гораздо тяжелее. Вот и решили отказаться от еды в пользу общей победы. За нас очень тогда переживали наши ребята из мальчиковой команды и их тренеры, — вспоминает Виталий Кундохов.
Все десять лет женский футбол в Адыге-Хабле развивался не благодаря, а вопреки — общественному мнению, менталитету, отсутствию поддержки со стороны официального спортивного сообщества региона. И только в последние два года на команду обратили внимание местные спортивные чиновники — совсем недавно выделили зал во Дворце культуры аула Адыге-Хабль. В 2021 году спортивной школе в Усть-Джегута первой в Карачаево-Черкесии был присвоен статус Детского футбольного центра, и девочки из «Адыга» получили возможность тренироваться на базе центра. Команда, которая зимой и летом играла на улице, теперь сможет пользоваться лучшими площадками региона.