{{$root.pageTitleShort}}

«Учитель умирает, когда думает, что ему не надо учиться»

На патриархальном Кавказе учителя до сих пор пользуются особым авторитетом. Но некоторые не хотят пользоваться только им. Расспросили молодого педагога из Грозного о современном образовании

Фатима Абуязидова попала в педагогику совершенно случайно и уже в 23 года стала руководителем отдела преподавания в грозненском образовательном центре «Максимум», где школьникам помогают готовиться к ОГЭ и ЕГЭ и поступать на бюджетные места лучших вузов России. Но, возможно, именно недостаток опыта позволяет ей по-новому взглянуть на проблемы современной школы.

Из журналиста в педагоги

— В детстве, когда я что-то узнавала, мне всегда хотелось поделиться этим с другими. В начальной школе я приходила домой и рассказывала отцу обо всем происходившем. Именно поэтому я и поступила на журфак. А в преподавание попала случайно. Мой нынешний руководитель — директор «Максимума» Зураб Карнаев — приходил в Чеченский госуниверситет на встречу со студентами и смог меня впечатлить. Он говорил о компании, для которой важно было, чтобы сотрудники росли и развивались. И когда он сказал, что работу можно будет совмещать с учебой, решила: надо попробовать. Прошла отбор преподавателей, и вот я здесь.

Педагог-шоумен

— Недавно смотрела интервью с профессором Сергеем Гуриевым на YouTube-канале «Гарвард Оксфорд» об образовании в целом. И он сказал очень важную и интересную вещь: «На западе профессор выступает как шоумен». И правда, посмотрите открытые гарвардские лекции — это шоу. Потому что там студенты сами могут выбирать преподавателя, и, соответственно, он должен создавать «вау» -впечатление. Конечно, это не значит, что обучение полностью должно состоять из фишек и элементов шоу. У нас в школе был очень хороший преподаватель русского языка и литературы Залина Вахаевна Тепсуркаева, она была и «Учителем года России». Она с такой душой проводила занятия, столько энергии отдавала. А еще в 5 классе у нас временно был преподаватель физики, и я впервые увидела физику не как предмет, на котором ты пересказываешь конспект, а как решение задач. Это ужасно — получать оценки на физике за пересказ, это же удивительный предмет.

Другие дети — другой поход

— Современные дети другие, не такие, как прежнее поколение, и к ним нужен другой подход. А какой — никто понять не хочет. Мне кажется, раньше задача школы заключалась в том, чтобы дать ученику информацию, набор каких-то знаний. Сейчас задача педагога — научить искать, интерпретировать, перерабатывать, анализировать информацию и на ее основе создавать новую. Генерировать. Благодаря гуглу ученик сам может найти информацию, но воспринимать и обрабатывать ее не может.

Сегодняшние дети очень проницательны, они хорошо чувствуют неискренность. Сканируют человека, могут понять, когда он притворяется. Их сложно заинтересовать, потому что в интернете они видят много чего классного и веселого.

Если у нас меняются дети, то подход к обучению тоже должен измениться. Все хотят растить детей 2020-х так, как они растили детей 1960-х. А это не работает. И даже исследования, как их нужно учить, носят такой формальный характер. На самом деле вопрос открытый.

Одного авторитета учителя недостаточно. С одиннадцатиклассниками работать непросто: они уже сформировались, а ты пытаешься привить им любовь к чтению. Объясняешь какое-то произведение, и тебе ученик, причем с гордостью, заявляет: я не прочитал ничего за свою жизнь. Как ему объяснить, что чтение — это так классно?

Секрет крутости

{{current+1}} / {{count}}

Фатима Абузиядова (слева) — победитель проекта «Лидеры в образовании»

— Мой подход состоит в том, что я отношусь к ним как к взрослым. Говорю с ними на равных, спрашиваю с них за обещания, сама держу свои. Я не скрываюсь в случае чего за фразой «Я учитель, мне можно». При этом я пытаюсь создать им благоприятную и теплую атмосферу. Например, у нас важная контрольная, и я на заданиях ставлю смайлики для поднятия духа и настроения, демонстрирую свою поддержку и доверие.

Мое отношение к преподаванию немного изменилось после последней сессии в ВШЭ. Раньше больше тяготела к стилю «преподаватель-авторитет», а сейчас начинаю думать: действительно ли в современном мире преподаватель должен быть непоколебимым авторитетом и экспертом? Потому что во время этой сессии я очень часто слышала от педагогов в «вышке» такие слова, как «Вы можете со мной не согласиться», «Я могу быть не прав», «Это мое мнение…» Они так часто говорят такие слова, которые, казалось бы, должны рушить их авторитет в глазах студентов. Но секрет крутости преподавателя не в том, что он бесконечно прав, а в том, что он ведет тебя к результату, хотя сам может чего-то не знать.

Грустишь? Держи письмо

— Я стараюсь как могу оживлять занятия, что-то добавлять в них. Это могут быть какие-то письма ученикам со словами поддержки. Ты приходишь грустный такой в школу, а тебя ждет письмо. Это может быть футболка с надписью «Все, что я говорю, будет на экзамене». Шутливые плакаты, игры, квесты, закрытые каналы на YouTube для учеников одной группы, мемы про них.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Я сам учитель и прекрасно знаю, что и как делается… но камень в учителей не брошу»

Хотя, конечно, учиться — это не равно развлекаться. Долгое время приходится что-то усердно учить. И своей основной целью я вижу интересное преподнесение материала, при этом без нарушения дисциплины.

Я такой жесткий тренер: если ты хочешь результат, ты должен работать. Но хороший преподаватель думает не только о результатах учебы, но и о психологическом состоянии ученика. Может, с ним что-то происходит, ему не до химических соединений, может, ему нужно посидеть и погрустить. И чтобы такие моменты замечать, нужны условия для учителя. Если тебя с утра до вечера загружают уроками и отчетностью, сможешь ты качественно работать? Когда у тебя нет времени передохнуть, воодушевиться чем-нибудь, видео на TED посмотреть. Развиваться. В тот момент, когда учитель думает, что ему не надо учиться, мне кажется, он умирает.

У нас на Кавказе на ментальном уровне принято считать, что похвалишь ребенка — и он расслабится. Я в это не совсем верю, но я верю, что поддержка должна строиться из разных моментов. Например, иногда нужно отпустить контроль, как бы тяжело это ни было. Я помню, как мой директор сказал: «Давай, я уверен, ты справишься». А я такая: «Мне же 23, у меня нет опыта». А потом понимаешь: раз доверили, значит, справлюсь. Другой вопрос, насколько ты сам готов доверять.

О чем мечтает педагог

— Я очень хочу выпустить 100-балльника. Такая вот детская мечта. Я так надеялась в прошлом году, казалось, просчитала все ловушки, подводные камни, сочинения писали так, что не к чему придраться. И все равно на экзамене что-то идет не так, и ученик теряет несколько баллов.

Хочу окончить ВШЭ на красный диплом. Хочу принять участие в каком-нибудь международном конкурсе для учителей и достроить модель корпоративной культуры, которая у меня есть в голове, и чтобы она работала.

А еще хочу запустить онлайн-курс по литературе, о котором давно мечтаю. В этом курсе я хочу раскрыть произведения со всех сторон — с точки зрения сюжета, исторического контекста, культурного контекста. Разобрать символы, отсылки, критику. Что во время написания делал писатель, что происходило в этот момент в его жизни. Возможно, все это будет взаимосвязано. Ведь обычно мы просто читаем и воспринимаем сюжет. А в хорошей книге столько слоев, что при каждом прочтении ты можешь находить что-то новое. Этот курс должен учить читать произведение и вставлять его в какую-то картину мира, которая была в тот период; понимать связи между событиями в мире и произведением. Я понимаю, насколько глубоким я хочу его сделать, поэтому пока не берусь.

И хочу хотя бы с экскурсией попасть в Оксфорд.

Зарема Ахмадова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Туризм особого назначения: как отдохнуть в Российском университете спецназа

Центр подготовки спецподразделений в Чечне не только обучает бойцов, но и принимает туристов. Рассказываем о единственном месте в регионе, где можно пострелять из боевого оружия без последствий