Фатима Абуязидова попала в педагогику совершенно случайно и уже в 23 года стала руководителем отдела преподавания в грозненском образовательном центре «Максимум», где школьникам помогают готовиться к ОГЭ и ЕГЭ и поступать на бюджетные места лучших вузов России. Но, возможно, именно недостаток опыта позволяет ей по-новому взглянуть на проблемы современной школы.
Из журналиста в педагоги
— В детстве, когда я что-то узнавала, мне всегда хотелось поделиться этим с другими. В начальной школе я приходила домой и рассказывала отцу обо всем происходившем. Именно поэтому я и поступила на журфак. А в преподавание попала случайно. Мой нынешний руководитель — директор «Максимума» Зураб Карнаев — приходил в Чеченский госуниверситет на встречу со студентами и смог меня впечатлить. Он говорил о компании, для которой важно было, чтобы сотрудники росли и развивались. И когда он сказал, что работу можно будет совмещать с учебой, решила: надо попробовать. Прошла отбор преподавателей, и вот я здесь.
Педагог-шоумен
— Недавно смотрела интервью с профессором Сергеем Гуриевым на YouTube-канале «Гарвард Оксфорд» об образовании в целом. И он сказал очень важную и интересную вещь: «На западе профессор выступает как шоумен». И правда, посмотрите открытые гарвардские лекции — это шоу. Потому что там студенты сами могут выбирать преподавателя, и, соответственно, он должен создавать «вау» -впечатление. Конечно, это не значит, что обучение полностью должно состоять из фишек и элементов шоу. У нас в школе был очень хороший преподаватель русского языка и литературы Залина Вахаевна Тепсуркаева, она была и «Учителем года России». Она с такой душой проводила занятия, столько энергии отдавала. А еще в 5 классе у нас временно был преподаватель физики, и я впервые увидела физику не как предмет, на котором ты пересказываешь конспект, а как решение задач. Это ужасно — получать оценки на физике за пересказ, это же удивительный предмет.
Другие дети — другой поход
— Современные дети другие, не такие, как прежнее поколение, и к ним нужен другой подход. А какой — никто понять не хочет. Мне кажется, раньше задача школы заключалась в том, чтобы дать ученику информацию, набор каких-то знаний. Сейчас задача педагога — научить искать, интерпретировать, перерабатывать, анализировать информацию и на ее основе создавать новую. Генерировать. Благодаря гуглу ученик сам может найти информацию, но воспринимать и обрабатывать ее не может.
Сегодняшние дети очень проницательны, они хорошо чувствуют неискренность. Сканируют человека, могут понять, когда он притворяется. Их сложно заинтересовать, потому что в интернете они видят много чего классного и веселого.
Если у нас меняются дети, то подход к обучению тоже должен измениться. Все хотят растить детей 2020-х так, как они растили детей 1960-х. А это не работает. И даже исследования, как их нужно учить, носят такой формальный характер. На самом деле вопрос открытый.
Одного авторитета учителя недостаточно. С одиннадцатиклассниками работать непросто: они уже сформировались, а ты пытаешься привить им любовь к чтению. Объясняешь какое-то произведение, и тебе ученик, причем с гордостью, заявляет: я не прочитал ничего за свою жизнь. Как ему объяснить, что чтение — это так классно?
Секрет крутости
— Мой подход состоит в том, что я отношусь к ним как к взрослым. Говорю с ними на равных, спрашиваю с них за обещания, сама держу свои. Я не скрываюсь в случае чего за фразой «Я учитель, мне можно». При этом я пытаюсь создать им благоприятную и теплую атмосферу. Например, у нас важная контрольная, и я на заданиях ставлю смайлики для поднятия духа и настроения, демонстрирую свою поддержку и доверие.
Мое отношение к преподаванию немного изменилось после последней сессии в ВШЭ. Раньше больше тяготела к стилю «преподаватель-авторитет», а сейчас начинаю думать: действительно ли в современном мире преподаватель должен быть непоколебимым авторитетом и экспертом? Потому что во время этой сессии я очень часто слышала от педагогов в «вышке» такие слова, как «Вы можете со мной не согласиться», «Я могу быть не прав», «Это мое мнение…» Они так часто говорят такие слова, которые, казалось бы, должны рушить их авторитет в глазах студентов. Но секрет крутости преподавателя не в том, что он бесконечно прав, а в том, что он ведет тебя к результату, хотя сам может чего-то не знать.
Грустишь? Держи письмо
— Я стараюсь как могу оживлять занятия, что-то добавлять в них. Это могут быть какие-то письма ученикам со словами поддержки. Ты приходишь грустный такой в школу, а тебя ждет письмо. Это может быть футболка с надписью «Все, что я говорю, будет на экзамене». Шутливые плакаты, игры, квесты, закрытые каналы на YouTube для учеников одной группы, мемы про них.
Хотя, конечно, учиться — это не равно развлекаться. Долгое время приходится что-то усердно учить. И своей основной целью я вижу интересное преподнесение материала, при этом без нарушения дисциплины.
Я такой жесткий тренер: если ты хочешь результат, ты должен работать. Но хороший преподаватель думает не только о результатах учебы, но и о психологическом состоянии ученика. Может, с ним что-то происходит, ему не до химических соединений, может, ему нужно посидеть и погрустить. И чтобы такие моменты замечать, нужны условия для учителя. Если тебя с утра до вечера загружают уроками и отчетностью, сможешь ты качественно работать? Когда у тебя нет времени передохнуть, воодушевиться чем-нибудь, видео на TED посмотреть. Развиваться. В тот момент, когда учитель думает, что ему не надо учиться, мне кажется, он умирает.
У нас на Кавказе на ментальном уровне принято считать, что похвалишь ребенка — и он расслабится. Я в это не совсем верю, но я верю, что поддержка должна строиться из разных моментов. Например, иногда нужно отпустить контроль, как бы тяжело это ни было. Я помню, как мой директор сказал: «Давай, я уверен, ты справишься». А я такая: «Мне же 23, у меня нет опыта». А потом понимаешь: раз доверили, значит, справлюсь. Другой вопрос, насколько ты сам готов доверять.
О чем мечтает педагог
— Я очень хочу выпустить 100-балльника. Такая вот детская мечта. Я так надеялась в прошлом году, казалось, просчитала все ловушки, подводные камни, сочинения писали так, что не к чему придраться. И все равно на экзамене что-то идет не так, и ученик теряет несколько баллов.
Хочу окончить ВШЭ на красный диплом. Хочу принять участие в каком-нибудь международном конкурсе для учителей и достроить модель корпоративной культуры, которая у меня есть в голове, и чтобы она работала.
А еще хочу запустить онлайн-курс по литературе, о котором давно мечтаю. В этом курсе я хочу раскрыть произведения со всех сторон — с точки зрения сюжета, исторического контекста, культурного контекста. Разобрать символы, отсылки, критику. Что во время написания делал писатель, что происходило в этот момент в его жизни. Возможно, все это будет взаимосвязано. Ведь обычно мы просто читаем и воспринимаем сюжет. А в хорошей книге столько слоев, что при каждом прочтении ты можешь находить что-то новое. Этот курс должен учить читать произведение и вставлять его в какую-то картину мира, которая была в тот период; понимать связи между событиями в мире и произведением. Я понимаю, насколько глубоким я хочу его сделать, поэтому пока не берусь.
И хочу хотя бы с экскурсией попасть в Оксфорд.