В Карачаево-Черкесии сохранилось пять древних христианских храмов. Самый маленький из них — Сентинский — расположен на крутом утесе Буруш-Сырты в 18 километрах к югу от города Карачаевска. Направляясь в Теберду или в Домбай, не пожалейте двух часов на осмотр византийского наследия в одном из красивейших уголков республики.
- Где находится: в окрестностях аула Нижняя Теберда, Карачаево-Черкесия.
- Стоимость посещения: бесплатно.
- Сезонность: доступен для посещения круглый год, но лучше всего ехать весной или осенью.
- Доступность: до храма можно добраться на внедорожнике или пройти пешком 3 километра от автостоянки.
Проложите маршрут в навигаторе заранее, чтобы не пропустить нужный поворот с трассы А155 на мост через реку Теберда. Грунтовка приведет к небольшой автостоянке, где можно оставить машину с низкой посадкой и нанять гида на «Ниве». Или же можно подняться на гору пешком, получая отдельное удовольствие от прогулки. Заблудиться здесь трудно: одна дорога ведет к храму, другая — мимо водопада, к развалинам монастыря чуть ниже по склону, которые тоже стоят внимания.
Храм находится на высоте около 1300 метров над уровнем моря. Построенный в аланском стиле с элементами византийской архитектуры, он выполнен из камня и имеет компактные размеры. В интерьере сохранились следы древней штукатурки. Особую уникальность придаёт его местоположение: храм расположен на крутом склоне, откуда открывается живописный вид на долину реки Теберда.
Сентинский храм, так же как и Шоанинский и Нижне-Архызские, был возведен в период расцвета Аланского царства — в конце X века. Сделан он из песчаника, который добывался здесь же. Предполагают, что архитектор прибыл из Константинополя и в точности передал характерные элементы византийского стиля.
За тысячу лет от внутренней отделки почти ничего не осталось, разрушен и мавзолей, располагавшийся рядом, но аура былого величия по-прежнему ощущается, стоит только подняться на гору, обойти храм и взглянуть вниз. Отсюда все кажется маленьким: и река, и аул у подножья горы, и дорога через Большой Кавказский хребет, которая много лет звалась Военно-Сухумской.
Если присмотреться, на стенах можно обнаружить фрагменты фресок XI века. Большая их часть навсегда пропала под слоем грубой штукатурки и «творчеством» вандалов. Зато, в отличие от других древних храмов Карачаево-Черкесии, у Сентинского сохранился своеобразный «паспорт». Еще в XIX веке исследователи обнаружили на одной из стен такую надпись: «Освящен, обновлен храм пресвятой Богородицы в царствование Никифора, Василия и Константина и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля, в день святой Пасхи, рукою Феодора, митрополита освященного Алании, от сотворения мира в 6473 г. Написано рукой апокрисиария Патрикия». Это означает, что храм был освящен в 965 году в период правления некого Давида, хотя других упоминаний аланского царя с этим именем ученые не встречали.
Даже местные жители не все знают, что аул Нижняя Теберда до депортации карачаевцев назывался Сынты.
— Слово это является производным от тюркского слова сын — "памятник", в бытовом смысле — надгробный, в более глобальном — памятник старины. Именно по этой причине основанный карачаевцами рядом с храмом аул получил название Сынты. Оно было официальным и фигурировало в документах довоенных лет, — рассказывает сотрудник Института археологии РАН Онгар Чагаров.
По словам историка, место для храма было выбрано не случайно: возводя его над одной из дорог северокавказского ответвления Великого Шелкового пути, которая тогда называлась Миндимиянской, аланы, а через них и византийцы хотели подчеркнуть победу истинной веры над языческими суевериями. Конечно, это было и политическим ходом.
Сентинская гора еще задолго до появления храма, вероятно, имела особое культовое значение для местного населения. Храм, как водится, был построен на месте древнего святилища. На склонах ниже отрога, где располагается храм, обнаружено немало погребений
Рядом с храмом почти одновременно построили мавзолей, предположительно для погребения высокочинного христианского духовенства. Уже в наше время там нашли архиерейское облачение, митру священнослужителя, византийскую золотую монету, фрагмент посоха, крест из свинца и другие артефакты.
В связи с монгольскими завоеваниями, а затем и походами Тамерлана, на фоне ослабления влияния Византии храм постепенно утратил свое значение. И только 22 октября 1897 года указом Святейшего Синода рядом был образован Спасо-Преображенский женский монастырь, который просуществовал до революции. В период расцвета обители здесь проживало более 200 монахинь со всей России.
Основателем монастыря считается афонский иеромонах Серафим (Титов), который продал землю на Афоне за 15 тысяч золотых рублей и переехал на Кавказ с целью возродить древние христианские храмы и создать монастырь. Первой игуменьей стала Евдокия Макарова, бывшая сестрой милосердия во время русско-турецкой войны.
— Во второй половине XIX века женские обители развернули в округе широкую деятельность. В церковно-приходской школе детей обучали русской грамоте и арифметике. Местные жители получали в обители медицинскую помощь, пользовались монастырской аптекой, — рассказывает благочинный православных церквей Южного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный.
Об отношении местного населения к монахиням можно судить по случаю, описанному в разных источниках: в 1905 году банда разбойников, скрывавшаяся в горах, стала вымогать у игуменьи Раисы крупную денежную сумму, угрожая нападением на обитель. Но женщина обратилась за защитой к местным мусульманам. Те выставили вокруг монастыря вооруженную охрану и прогнали грабителей.
Участник белого движения Лев Марков в очерке «У карачаев» писал, что даже большевики, ворвавшись в монастырь, смутились, встретив эту бесстрашную женщину. Сначала она завершила молитву, а затем ласково пригласила «бедняжек» в трапезную откушать с дороги. Сконфуженные комиссары поели, поблагодарили за прием и мирно удалились.
Тем не менее в советское время обитель была разорена и закрыта. Многие сестры поселились в городе Теберде, станицах Зеленчукской и Кардоникской. Рядом с монастырем сохранилась могила игуменьи Раисы, за ней до сих пор заботливо ухаживают.
Сентинский храм, в отличие от Шоанинского, где проходят сезонные богослужения, сегодня не используется по прямому назначению, но среди туристов всегда найдутся те, кто приезжает сюда помолиться.