В кисловодском санатории, где остановились Федор Конюхов, его супруга Ирина, личный инструктор по планерному спорту Сергей Рябчинский и команда пилотов-планеристов из Москвы, все уже знают об именитом госте. Парни из охраны тихо совещаются, когда удобно попросить у воздухоплавателя снимок на память. Женщины-отдыхающие скромно ждут у стойки ресепшн, наблюдая, как рекордсмен общается с прессой.
Подняться выше Эвереста
— Мы уехали в Кисловодск от московских холодов: думали, тут будет тепло и солнечно, а все равно зима нас застала, — смеется путешественник. — Но ничего, я приехал пообщаться с людьми, посмотреть обстановку. На Кавказ я еще вернусь. Для полетов на планере нам нужны горы — в такой местности мощные восходящие потоки. То есть Северный Кавказ благоприятен для полетов. Когда я начинаю новый проект, я всегда ставлю примерные сроки. Полететь на планере в районе Эльбруса я хотел бы в январе-феврале 2018 года. Получается — через год. За это время мне нужно научиться уверенно летать.
Новый проект — это очередной рекорд: подняться на 11 тысяч метров над уровнем моря. Сейчас российский рекорд высоты на планере — 10 800 метров. А мировой — 15 460 метров.
Учиться летать можно где угодно — и в Подмосковье, и в Крыму, объясняет Конюхов. А вот для рекорда нужны горы, такие как Эльбрус.
— Не получится с Эльбрусом — поедем в Анды в Южной Америке. Но чтобы полететь на рекорд, нужно провести в воздухе не меньше 500 часов, — выдает оценку Конюхов. Пока его налет на аэродроме в Кисловодске — 2,5 часа. Это учебные полеты под руководством инструктора на тренировочном безмоторном планере.
Правда, ранее Конюхов уже летал на планере в Шевлино — это Солнечногорский район Московской области. Там и пройдет большая часть тренировок. Но Кавминводы тоже выбраны не случайно. Аэродром Кисловодск — так называют эту площадку авиаторы — один из самых известных в России. Тут базируются легкомоторные самолеты, дельталеты, планеры. На Кавказе два основных места обитания пилотов-планеристов: во Владикавказе и здесь. Оживленная трасса — в ста метрах от ровного поля, вокруг невысокие холмы, а в 60 километрах — величественный Эльбрус. При ясной погоде пятитысячник и окрестные горы-малютки видны как на ладони.
С летной погодой Федору Конюхову повезло только в первый день, потом пошел снег, но гулять по нарзанным галереям и принимать грязевые ванны будущий планерист решительно отказался. Лучше заниматься наземной подготовкой, изучать теорию полетов и пить чай с местными пилотами. Кстати, именно на аэродроме в поселке Мирном — пригороде Кисловодска — 12 декабря знаменитый путешественник отметил свой 65-й день рожденья.
«Хочу, чтобы россияне были первыми!»
Воздухоплаватель серьезно настроен на рекорд; эмоции, романтика полета — это второстепенное.
— Моя цель — рекорды, — говорит он. — Неважно, планер, гоночные машины, воздушный шар. У меня спрашивают, что я чувствую во время полета, какие ощущения… Да мне не нужно чувствовать! Мне нужно думать, как прийти к рекорду! Я хочу, чтобы россияне были первыми! Например, я не люблю футбол, но когда идет матч — я болею за наших, расстраиваюсь, когда проигрывают… Если у вас есть любимое дело — ставьте цель. Что значит — для удовольствия? А почему не стать первым — не понимаю. Чтобы подняться на Эверест, я занимался альпинизмом 19 лет. У меня много проектов. Например, опуститься в Марианскую впадину. В пятницу еду летать на воздушном шаре — тоже для подготовки к рекорду: это не для удовольствия, это испытание. Мы построили новую корзину, еще там новые горелки, система автопилота — буду смотреть, как все работает.
Для рекорда в планерном спорте уверенного пилотирования мало — нужны более современные технологии. Сейчас Федор Конюхов учится на простом безмоторном двухместном планере «Blanik» — это самая популярная учебная техника, она требует буксировки. В качестве буксира выступает самолет, который поднимает планер на километровую высоту, там аппарат отцепляется и переходит в режим парящего полета. Но есть и планеры, которые могут подниматься в воздух самостоятельно.
— Мы хотим построить новый планер — такой, чтобы можно было совершить на нем кругосветное путешествие. Сейчас такого нет в природе. А у меня мечта — пролететь кругосветку на планере. Нужен гигантский аппарат со своим двигателем, он стоит как «Боинг». Осталось найти спонсора на проект, уже есть идеи в этом направлении. А технологии быстро развиваются — вон швейцарцы создают планер, на котором хотят подняться на 27 километров. Строятся планеры на солнечных батареях!
«Когда страшно — я молюсь»
— Сейчас самая яркая история — мое кругосветное путешествие на воздушном шаре. Когда меня просят рассказать историю, я рассказываю про этот полет. Могу — часами. Было ли страшно? Бывало… Но все же я готов к трудностям, настроен на цель. Когда страшно — я молюсь.
Федор Конюхов — православный священнослужитель, принял сан в 2010 году в Запорожье, откуда он родом.
— Кто-то носит амулеты, а я — нет, я верующий человек. Всегда ношу крестик, и еще у меня всегда с собой иконка Николая Чудотворца. Конечно, в каждом полете, — показывает красивое изделие в футляре.
— Мне иногда говорят: «Вот ты готовишь рекорд, а у тебя такой возраст — вдруг не доживешь». Ничего! Зато молодые люди увидят, что это возможно… Получат базу для осуществления мечты, цели. Поставят свои рекорды. И в этом смысл — в будущем людей, науки. Нельзя смотреть на мир равнодушно.
Несмотря на множество перепробованных занятий и десятки рекордов в самых разных областях, Федор Конюхов не выделяет «любимые» виды путешествий.
— Что больше всего мне нравится — это жить. На самолете — приятно, на яхте — тоже, на верблюде — еще интереснее, а какой маршрут мы сделали на велосипедах в 89-м году с американскими спортсменами!.. Жизнь — она вся красивая.
Видео: Владислав Яшкин