{{$root.pageTitleShort}}

Вам посылка

Интеллектуальный терминал выдачи посылок — так называется изобретение Ибрагима Елсаева из Грозненского нефтяного университета. И мимо него ни один почтальон не сможет пройти равнодушно

— В школьные годы я часто ходил на почту с другом, который постоянно себе что-то заказывал по мелочи. Когда он спрашивал, не пришла ли посылка, ему обычно отвечали: «Посмотри вон там, в коробке». Мы с ним садились и, перебирая кучу посылок, искали нужную, — вспоминает Ибрагим Елсаев, студент третьего курса направления «Информатика и вычислительная техника» Грозненского государственного нефтяного технического университета.

Эти воспоминания легли в основу созданного им проекта «Разработка интеллектуального терминала выдачи посылок». Ибрагим разработал автоматизированный постамат, который будет сам выдавать мелкие посылки, экономя время почтальона.

Мозг проекта

— О мелких посылках получателей даже не всегда оповещают. Конечно, не везде так. В почтовом отделении, куда ходил я, работала очень хорошая сотрудница — Камета, она всегда обзванивала каждого получателя.

Сегодня во многих городах России стоят постаматы, в ячейки которых почтальоны закладывают посылки. Но это очень долгий процесс: их нужно раскладывать вручную, затем вводить все данные, чтобы получатель мог прийти и забрать свою посылку.

Ибрагим Елсаев — студент, разработчик проекта интеллектуального терминала выдачи посылок

Однажды Ибрагим подумал: а может, все это можно автоматизировать?

— Если у нас все получится, то один почтальон за день сможет обойти не три постамата, а триста — ему нужно будет просто засыпать в каждый мешок посылок.

Постамат Ибрагима состоит из четырех блоков. На его прототип уже можно посмотреть: многое сделано. В блок загрузки почтальон будет загружать разом все посылки. Блок сканирования расположен в условном лифте, который будет поднимать посылку на определенную высоту, чтобы загрузить ее в ячейку хранения. В блоке хранения находятся сами ячейки и окно выдачи. Блок электроники — мозг проекта. Это терминал с экраном, с которым будут взаимодействовать почтальон и получатели.

Умный лифт

— Как это работает? Почтальон загружает посылки в аппарат. Каждая посылка по конвейерной ленте отправляется на платформу сканирования, расположенную в стеклянном лифте. Платформа оснащена шестью камерами: ведь неизвестно, на какой из шести сторон посылки будет находиться этикетка с номером телефона получателя. К лифту подъезжает ячейка, куда с помощью толкательного механизма загружается уже отсканированная посылка. Получателю на телефон приходит код, который он затем вводит на дисплее терминала. После этого ячейка с его посылкой подъезжает к окну выдачи.

Если на один номер телефона поступили, допустим, три посылки, то для экономии ячеек все они отправятся в одну. Получателю не придется вводить три разных кода.

— В промышленной модели мы предусмотрели модульность блока хранения — при необходимости можно будет добавить в него нужное количество ячеек. Постоматы можно устанавливать не только в почтовых отделениях, но и в торговых центрах, рядом с жилыми комплексами, чтобы людям было удобно.

Золотые руки программиста

В прототипе постамата представлено всего восемь ячеек. В конечной промышленной модели их будет минимум 20, причем разных размеров — от 15×15×15 до 50×70×70. Ограничения по массе — не более 2,5 кг в одну ячейку.

При сканировании будут учитываться и габариты посылки, чтобы она отправлялась в подходящую по размеру ячейку.

Посылки с поврежденной этикеткой будут автоматически помещаться в административную ячейку — почта сразу же получит уведомление о необходимости ручной обработки.

Больше всего в работе Ибрагима привлекает микроконтроллерная электроника, которой он всегда хотел заниматься. В итоге помимо электроники он и программирует, и конструирует.

— Вот эти пластмассовые шестеренки с виду кажутся железными, а на самом деле я распечатал их на 3D-принтере. Соединены они цепью от велосипеда — здесь пришлось поработать болгаркой, сверлом и шуруповертом. Поменял звенья, чтобы можно было на них установить ось, на которую крепится сама ячейка хранения. Ячейки сделал из ПВХ. Что самое сложное? То, что еще нужно сделать. То, что уже сделано, легко, — смеется Ибрагим.

Мозговые штурмы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Салам-алейкум, Нина!»
В Чечне смогли соединить высокие технологии и традиционное уважительное отношение к старшим — и получился голосовой помощник для пенсионеров. Автор проекта создавал его, думая о своей бабушке

Проектной деятельностью в Хайпарке Нефтяного университета Ибрагим занимается с первого курса. Начинал как помощник главного software-разработчика одного из проектов. А затем, когда проект застопорился, с нуля разработал для него программную часть.

Потом собрал команду из пяти студентов, и вместе с руководителем Центра поддержки проектов Хайпарка Али Тасуевым они стали проводить «мозговые штурмы», чтобы понять, какой проект будет интересен и востребован.

— Мы садились за стол и по очереди произносили совершенно рандомные слова, затем соединяли их в предложения. Со временем это вытекало в идею, над которой нам хотелось поработать.

Когда появилась идея создать автоматизированный постамат, мы договорились разработать только программную часть. Конструкторскую решили не трогать: на нее нужно гораздо больше времени и денег. Но, как видите, наша договоренность не сработала.

Равнодушных не будет

В 2020 году Фонд содействия инновациям проводил конкурс УМНИК, на который Ибрагим подал заявку «Разработка интеллектуального терминала выдачи посылок». В финал заявка не прошла.

Удивительно, но почти сразу же Фонд объявил конкурс «УМНИК — Почта России». Команда провела работу над ошибками, усовершенствовала идею и вновь подала заявку. На этот раз ее допустили к финалу.

— Защита проходила в онлайн-формате. Я выступал шестым. На предыдущих пяти презентациях представитель Почты России задавал один и тот же вопрос: «А зачем это нужно нашей почте?»

После моей защиты сказал: «Мимо этого проекта ни один сотрудник почты не сможет пройти равнодушно». Итог был очевиден — наш проект получил финансирование.

От Почты России до «СберЛогистики»

Директор Хайпарка ГГНТУ Мансур Арсанукаев — на фото слева

В начале прошлого года деньги пришли на счет, и Ибрагим приступил к работе — проектом в итоге занимается он сам. Только с разработкой нейронной сети ему на тот момент помог студент Усман Тасуев. В вопросах по конструкторской и электронной части поддержку оказывают директор Хайпарка Мансур Арсанукаев и главный инженер Ховран Муцалов.

— Фонд выделил 500 тысяч рублей на создание прототипа постамата и проверку жизнеспособности идеи. Если обратиться в крупную организацию просто с идеей, тебя, скорее всего, никто не будет слушать. Наличие прототипа вызывает доверие и уверенность, что проект может и дальше развиваться.

Ибрагим уже планирует подать заявку на следующий конкурс Фонда содействия инновациям «Старт-1». Если заявка пройдет финальную защиту, студент получит финансирование на открытие малого производства.

— Полгода назад с нами связывались представители Сбербанка: думали, что у нас уже законченный продукт. Хотели не отставать от моды и заказать для своего подразделения «СберЛогистика». Узнали они о нашем постамате после визита в Нефтяной университет председателя правительства России Михаила Мишустина весной прошлого года.

Чеченское импортозамещение

— Так совпало, что до нас Михаил Владимирович побывал в новом логистическом центре Почты России в Новосибирске, — рассказывает директор Хайпарка ГГНТУ Мансур Арсанукаев. — Оказалось, что там нет российского оборудования. А через несколько дней он видит проект в области логистики, который разрабатывается российскими студентами на российском оборудовании. Сразу же дал помощникам несколько поручений — связаться с руководителями Почты России, Минцифры, Ростеха.

На следующий день Мансуру позвонил генеральный директор Почты России Максим Акимов и сказал, что будет курировать этот вопрос. Дал контакты зама по инновациям.

— Мишустин был впечатлен, что в Чеченской Республике есть такого плана площадка и профессионального склада ребята. Мы показали ему несколько проектов. Он удивился, что их выполнили студенты 2−3 курса, а не выпускники. Сказал, что не видел такого ни в одном вузе.

Код доступа

Сегодня Мансур договаривается с Почтой России по поводу тестирования — нужно поставить несколько постаматов, дать им поработать, чтобы выявить и исправить ошибки. Потом сделать мелкую серию. Для начала.

— Реализация продукта — очень сложный вопрос. Если производить оборудование для крупных компаний, то оно должно долго жить, быть надежным и антивандальным. Все детали должны пройти тестирование. Эти вопросы решаются не после создания прототипа, а после установки уже реального постамата, который будет работать год-два. Только так можно устранить ошибки, которые невозможно предусмотреть.

{{current+1}} / {{count}}

Серийное производство настроить сложно. Инвестировать в это никто бы не решился. Поэтому представители Почты России рады, что появился такой проект. Если, конечно, все будет сделано правильно и не будет больших расходов, связанных с постоянным ремонтом этой техники. Экономить время почтальонов и при этом тратить время технических специалистов, у которых оно дороже, коммерчески нецелесообразно.

После визита главы правительства Мансур и Ибрагим ездили на Калужский электромеханический завод, с которым у Почты России заключен контракт на изготовление стандартных постаматов.

— В рамках этого контракта можно будет собрать не стандартные версии, а версию Ибрагима. По аппаратной части договорились — отправили техническое задание. На заводе рассматривают, возможно ли это выполнить с их мощностями. А по части софта Ибрагим будет делать все сам. Сейчас он пишет код, который в большей части уже готов.

Будет ли внедрение? Сейчас рано об этом говорить. Очень много факторов, которые нужно преодолеть. Но факт остается фактом: студент в чеченском вузе не только получает знания, но и с государственной поддержкой приобретает опыт в разработке сложного технического продукта. Это бесценно.

Диана Магомаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ