{{$root.pageTitleShort}}

Где купить настоящую кавказскую еду

Кажется, заканчивается вечная история про производителя, сдающего товар за бесценок перекупщикам на МКАДе. В Москве открылся центр, где продаются продукты из первых рук. В том числе деликатесы Кавказа

Дело, конечно, не в том, что торгово-выставочный центр «Фуд Сити», о котором идет речь, находится за кольцевой дорогой, и до МКАДа теперь доезжать не приходится. Важно то, что установлена прямая связь с производителями.

Центр расположен не в таком уж «Замкадье», как может показаться, — он рядом с комплексом «Мега — Теплый Стан» на Калужском шоссе, куда регулярно ездят закупаться тысячи москвичей. С 1 декабря в «Фуд Сити», где уже представлены многие регионы России, открылись павильоны северокавказских производителей: из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Дагестана, Ингушетии и Адыгеи.

Мы съездили в центр, убедились, что кавказские павильоны работают, и поговорили с представителями организовавшего выставку Евразийского делового союза (ЕАДС). Директор по коммуникациям торгово-выставочной площадки ЕАДС в Москве Андрей Малосолов и представитель организации по Северному Кавказу и Южному федеральному округу Мадина Хапсирокова рассказали нам, как российскому фермеру найти прямой путь к московскому потребителю.

— Чем ваша выставка еды отличается от обычного рынка? Ценами?

Андрей Малосолов: Наша выставка — это такое ВДНХ. Здесь выставляется продукция, которая до этого была представлена в регионах. И до недавнего времени бизнесмен, живущий далеко от Москвы, вообще не имел возможности как-то продвигать свою продукцию самостоятельно, между ним и магазином стояла толпа посредников, которая кормилась его трудами. Теперь — такая возможность есть. И, конечно, это сказывается на ценах. Они ниже рыночных на 20−30 процентов.

— Как это «торговля без посредников?» Это как у Гоголя? Сорочинская ярмарка? Мужик вырастил арбузы — сам привез и сам продает?

— Если есть такая возможность и бизнесмен сам организовал и производство, и логистику, то почему нет? Вот осетинский павильон, к примеру. Вы — производитель конфет. И платите 9800 рублей в месяц за то, чтобы ваш товар находился на выставке. Другой бизнесмен приходит, пробует ваши конфеты и тут же, на месте, заключает договор с продавцом, у которого есть все полномочия на составление прямого контракта с производителем. Всё. Никаких перекупщиков.

— Только оптовики? А если мне нужен килограмм конфет…

— …то тут будет информация, в каком павильоне на первом этаже торгового центра вы сможете этот килограмм купить.

Мадина Хапсирокова: Одна из главных трудностей — убедить производителя в том, что отныне он будет работать напрямую с потребителем. Много раз слышала, что «вот мы привезем в Москву фуру, а там стоят перекупщики прямо у МКАДа, и мы опять отдадим им всё за копейки». Люди встречают нас недоверчиво — говорят: ну хорошо, мы посмотрим, как там у других на выставке дело пойдет, и решим.

— Какие регионы самые упрямые?

— Дагестан. Там много прекрасных небольших производств, но они работают на внутренний рынок и не желают или боятся увеличивать свою географию сбыта. Например, соки «Кикуни» — мы долго уговаривали хозяина поучаствовать, просто потому что продукция очень хорошая и можно спокойно продвигать ее как внутри страны, так и на экспорт.

— Как вы убеждаете производителей, что участие в вашей выставке — в их интересах?

— То, что здесь выставлены товары из регионов, — это результат работы местных менеджеров, подготовленных Евразийским Деловым Союзом. У нас менеджеры работают уже в 75 регионах — непосредственно с производителями.

Обычная история: производитель понимает, как построить свой бизнес, не скупится на обновление техники и внедрение новых технологий, но совершенно не знает, как ему свой товар продавать. Ну, отвезет он свою колбасу в магазины по соседству — а дальше как? Вот, например, дагестанец в Избербаше печет печенье — настоящее, по советскому ГОСТу, без добавок и пальмового масла. Фабрика хорошая, все там новое, но вот у него стоят ящики с печеньем, и как их реализовывать — он не имеет представления. Я думаю, что наша выставочная площадка, на которой производитель и покупатель-оптовик встречаются лично, — это хорошая возможность для решения подобной проблемы.

Мы тут совсем недавно работаем, с 1 декабря, а уже закупщики из Казахстана собираются покупать конфеты из КБР, а вьетнамцы заинтересовались мамруковским маслом из Адыгеи. Все потому, что вот — стенд с товарами из Кабардино-Балкарии, а чуть дальше — павильон казахской продукции. И они, наконец, встретились.

— Я думала, что у вас тут опять будет «дагестанская» баранина, которую дагестанцы пасут в Подмосковье, и она, конечно, намного жирнее и вообще не такая, как в Дагестане!

— Нет, у нас будет настоящая баранина, с дагестанской пропиской, — мы встречались с дагестанской ассоциацией фермеров АФКОД, и у них есть мясо на любой вкус, включая кроликов. Просто надо объяснить фермеру механизм работы. То же самое — с сырами. Есть прекрасные сыры, но кто их видит, кроме самих дагестанцев?

— Вся Москва завалена «дагестанскими помидорами», ну откуда там столько помидоров?

— В Карабудахкентском районе Дагестана тысячи человек выращивают помидоры! Или в селении Кахун в Кабардино-Балкарии: 150 семей растят только помидоры! Главное — помочь им дойти до покупателя.

Андрей Малосолов: Часто мы просто не видим, что у нас в стране появились свои продукты. Я много езжу по стране и вот видел в Переславле-Залесском небольшую сыроварню, в которой выпускают отличный сыр — из местного молока, без всяких искусственных добавок. Но вы никогда не увидите этот сыр в «Перекрестке», например, потому что мелкий бизнес вообще не мог пробиться ни в столицу, ни в другие регионы. И сколько таких небольших производств по стране? А сейчас есть такая возможность. И это очень простой процесс: участвуй в нашем проекте — и твой товар сам найдет своего покупателя.

Светлана Абдуллаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ