{{$root.pageTitleShort}}

Школьница на миллион

Именно такой приз получила Настя Кулабина из Ставрополя — суперфиналистка всероссийского конкурса школьников «Большая перемена». Выяснили, как выиграть миллион и чем живет современная молодежь

— Как получить премию суперфинала? Вложить максимум усилий и знаний в свои проекты, обладать soft и hard skills, развитым эмоциональным интеллектом, креативностью, критическим мышлением, коммуникативными навыками и когнитивной гибкостью, — не задумываясь, отвечает 17-летняя ставропольская школьница Анастасия Кулабина.

Конкурс «Большая перемена 2020» — один из проектов президентской программы «Россия — страна возможностей». Финал его проходил в «Артеке», 1200 участников представили свои проекты в области экологии, творчества, медицины, инноваций. Победители — ученики 9−10 классов — получили по 200 тысяч рублей, одиннадцатиклассники — по миллиону. Среди них и Анастасия, подготовившая сразу три проекта.

Этично и экологично

Анастасия Кулабина (в центре) с родителями и друзьями семьи, помогавшими ей с первым проектом

— Первый проект я делала заочно вместе со своими близкими и друзьями. Создала проект бренда одежды «Я меняю мир», основанный на принципе гуманной «этичной моды» — экологичной, эстетичной и комфортной одежды, которая полностью изменит подход и идеологию потребления во всем мире индустрии одежды, — рассказывает Анастасия.

Анастасия Кулабина, 17 лет, Ставрополь

Семья: мама, папа, младшая сестра

Домашние питомцы: четыре собаки и кот

Любимые предметы: русский язык, математика, биология (генетика, экология)

Увлечения: академический и эстрадный вокал, живопись, энкаустика, рукоделие, фотография, кулинария. Пишет стихи

Любимые книги: «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Алхимик» Пауло Коэльо

Любимые фильмы: «Пираты Карибского моря», «Шерлок». Из последних понравился «Холоп»

Планы: поступить в РУДН на бюджет, стать «зеленым» архитектором

Девушка считает, что модная индустрия оказывает отрицательное воздействие на мировую экологию, которая, в свою очередь, влияет на наше здоровье.

— Уменьшить воздействие человека на окружающую среду — невероятно сложная задача, поэтому нужно разбивать ее на маленькие шаги, которые изменят наш образ жизни. Покупать реже, но более качественные вещи, которые прослужат дольше; выбирать ответственных производителей; внимательно относиться к составу; сдавать старые вещи на переработку. Нам нужно прекращать разорять планету, потому что ресурсы могут попросту закончиться, — говорит Анастасия.

В основе ее бренда лежит экологичность и универсальность: одежда должна создаваться из органической ткани на основе крапивы, конопли и льна. Такая ткань легко поддается переработке и долго служит. Для одежды подобраны чистые пастельные тона, что позволит свободно комбинировать вещи и вписывать их в любой гардероб. Чтобы образы были легкие, у одежды простой крой и отсутствуют лишние детали.

В создании проекта поучаствовали все члены семьи и друзья: делились мыслями, давали советы, оказывали моральную поддержку.

— Она очень долго готовилась. Месяца два рисовала модели, создавала дизайн. Мы обсуждали цвета, как это будет сочетаться. Много было вопросов. Нам помогало очень много людей: младшая сестра, друг Насти, наши друзья семьи. Представьте, как мы обрадовались, когда жюри высоко оценило эту работу, — говорит мама Анастасии Галина.

Про половое воспитание

Два других проекта создавались уже на очном этапе конкурса в составе команды. Один из них — тренинг «Половое воспитание и сексуальное образование современных подростков». Для начала Анастасия с командой провели опрос среди сверстников на тему «Нужно ли современным подросткам половое воспитание?» Большинство ответило утвердительно.

— В России половое воспитание до сих пор не внесено в школьную программу из-за консервативных тенденций. Беседы о сексе всегда были запретные, вызывали стыд. Мы, подростки, до сих пор боимся говорить со взрослыми на интересующие нас темы, боимся перейти границы, в итоге начинаем искать информацию в интернете. Находим ее, но она не всегда оказывается достоверной. В дальнейшем мы обретаем комплексы, замкнуты, не способны говорить о своих чувствах. Мы теряем возможность контакта с родителями, когда они могут предупредить нас о каких-то проблемах, помочь предотвратить их, — делится Анастасия. — Наш тренинг призван доносить простым языком идеи согласия и отказа, телесных границ, прививать гигиенические навыки, формировать эталоны маскулинности и феминности, воспитывать стремление иметь прочную, дружную семью.

По словам девушки, идею тренинга ей подсказали новости и статистика — о педофилии, ранних беременностях, гендерном неравенстве и насилии.

— Нет, с близкими друзьями такого не случалось. Но я точно знаю, что каждому моему сверстнику, в том числе и мне, будет, о чем поинтересоваться у опытного психолога на таком тренинге. Из-за массовой безграмотности ни в чем не повинные люди подвергаются психологическому насилию.

Искусство для очкариков

Третий проект называется «Искусство и творчество будущего».

— Мы с ребятами предложили создать приложение, которое благодаря VR-очкам позволит из любой точки мира посетить музей, выставку, театральные и музыкальные представления, причем не только современные, но и записанные ранее. Сейчас на рынке два типа очков виртуальной реальности. Одни подключаются к компьютеру, который и передает изображение на очки. Другие полностью автономны, не требуют подключения к компьютеру, в них можно загружать различные программы. Мы учитывали оба варианта. Представьте, вы едете где-то в общественном транспорте, смотрите в VR-очки — и видите выступление какой-нибудь звезды или гуляете по Эрмитажу.

Для осуществления такого проекта, объясняет Анастасия, необходимо партнерство с руководителями музеев, выставок, театров. Мероприятия будут сниматься с разных позиций, что позволит создать виртуальную трехмерную сцену. А еще с помощью этого приложения каждый человек сможет посетить достопримечательности и увидеть шедевры мирового искусства в любой период истории.

На что потратить миллион

Часть премии Анастасия планирует потратить на образование. После школы она собирается поступить в московский РУДН на бюджет.

— Для обучения мне потребуются разные гаджеты, они достаточно дорогие, — говорит девушка. — Про остальную часть пока не знаю. У меня очень много планов. Я хочу сделать экологический проект на базе школы, собирать пластиковый мусор и перерабатывать его. Уже есть подробный план, осталось приобщить к этому учеников школы, а всякие технические вопросы уже решены.

Проблемы экологии волнуют Анастасию с раннего детства. Возможно, благодаря ее добрым и отзывчивым родителям.

— У нас живут четыре собаки и кот. Только одну собаку купили. Двух дворняг родители спасли от мучителей, четвертая сама привязалась. Мы постоянно всех спасаем. Недавно возили к ветеринару раненого воробушка.

В будущем Настя мечтает стать «зелёным» архитектором:

— Хочу сделать города не просто красивыми, а еще и экологически здоровыми. Для этого нужны не только парки, но и озеленение многоэтажных домов. Город будущего — это умные дома, которые функционируют благодаря искусственному интеллекту. Такие дома выполняют всю работу: включают и выключают свет, передвигают предметы, экономят энергию, настраивают комфортный температурный режим. Возможно, эти дома будут распечатаны на 3D-принтере или же сами смогут передвигаться. Со стороны энергетики это обязательно солнечные батареи или другие возобновляемые источники энергии.

Александр Погожев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Мягкое золото России»: что посмотреть на выставке меха в Пятигорске

Роскошные меха, новые коллекции, мастер-классы дизайнеров — на Кавминводах проходит главное событие для пушно-меховой индустрии страны. И здесь можно купить себе модную шубку. Но лучше брать оптом

«Склифосовский» на Кавказе: как в Кисловодске снимали популярный сериал

Санаторий на высоте 950 метров над уровнем моря, люди в белых халатах и аромат плова. Репортаж с площадки, где дубль за дублем собирали историю, которой уже более 10 лет сопереживает страна