Чтобы из Грозного добраться до озера Кезеной-Ам, надо проехать непростой серпантин. Дорогу закрывают низкие тучи, слева — горы, справа — пропасть, до цели — два с половиной часа пути. Но вот туман расступается, и между гор появляется озеро. Здесь, на высоте 1870 метров над уровнем моря, состоялась первая в истории Чечни парусная регата, на которую пригласили яхтсменов со всего мира.
Пожить пару дней на Кезеной-Ам — отличный вариант отдохнуть от июльского зноя (если, конечно, вы от него устали). Температура воздуха тут редко поднимается выше 18 градусов (даже если в Грозном +35). Местные говорят, озеро — в какой-то особой зоне, где погода меняется каждые пять минут и никогда не бывает жарко.
Но в этот раз накал соревновательных страстей все же прогрел холодных воздух.
Регата с нуля
На берегу озера оборудовали пирс. Его привезли сюда специально по случаю соревнований, как и шесть спортивных яхт класса SB20. Они ждут своего часа, ветер еще не свистит в парусах. Но чувствуется: стоит только отпустить судно на волю, как оно помчится по волнам.
Провести регату на высоте 1870 метров — это вызов. И Чечня его приняла.
Главный судья итальянец Лука Бабини смотрит, как яхты отчаливают от берега, и широко улыбается.
— Я несколько раз бывал на первых соревнованиях по парусному спорту. Поэтому вижу: в Чечне двигаются в правильном направлении. Они наняли людей, которые умеют организовывать такие события. Стоит дорого, но другого решения нет, когда делаешь мероприятие с нуля, — говорит он. — В России есть хорошие школы яхтинга и сильные моряки. Так почему бы не сделать еще один кубок?
Яхтсмен в ковбойской шляпе, он же — президент Федерации парусного спорта Чеченской Республики Хасан Хаджиев, рассказывает, что на первую чеченскую регату его вдохновили соревнования в Италии.
— Мы были на озере Гарда. Его называют фабрикой ветра. Я подумал: а чем хуже озеро в Чечне? Кезеной-Ам тоже находится в горах, еще и повыше, чем Гарда. Так мы решили провести соревнования здесь. Привезли яхты из Москвы и Севастополя. Было очень тяжело доставить их в высокогорье.
Гонки проходят в двух группах. В первой профессиональные команды, во второй — новички (некоторые первый раз в жизни поднялись на борт) под руководством опытного шкипера. На озеро приехали яхтсмены из России, Черногории, Хорватии, Германии, Белоруссии, Украины, Германии и Новой Зеландии.
Я выхожу на причал. Он слегка покачивается под ногами, яхты волнуются в такт. Холодно, мокро, но соревнования никогда не отменяют из-за дождя: и новички, и профи должны сделать несколько гонок за день. Главное — чтобы ветер не стих.
— Да у него, представляете, председатель Федерации парусного спорта Чечни в матросах ходит! — на пирсе яхтсмены говорят про шкипера Максима Немченко, капитана команды Favorit Sailing Team. В мае этого года они одержали победу в Хорватии на регате United Sailing Week.
Команда Немченко соревнуется по всему миру, но и в высокий сезон нашла время, чтобы приехать в Чечню.
Проситься в яхту вместе с ними бесполезно — она рассчитана на четырех человек и вес не больше 280 килограммов. Перегруз влияет на скорость.
Лавировка в молоке
Второй судья регаты мастер спорта Вениамин Гусев приехал на Кезеной-Ам из Екатеринбурга. Он передвигается по озеру на моторной лодке, следит, чтобы яхтсмены соблюдали правила соревнований.
— А вы за ними поплывете?
— Не поплыву, а пойду. Ладно, залезайте на борт.
Мы выходим на воду. За две минуты озеро затягивает молочным туманом, в котором видны лишь яркие генакеры (дополнительные паруса, которые используют при полном курсе), похожие на опавших цветных медуз. Ветер стихает, генакеры надо быстро смайнать, то есть свернуть.
От воды становится зябко, Гусев протягивает мне спасательный жилет. Под нами семьдесят метров холодной глубины.
— Ничего, в Англии гоняются так же. Налетает туман, и ничего не поделать. Вот сейчас у них будет лавировка в молоке.
Прямой путь к финишным буйкам — не всегда самый быстрый и правильный. Шкиперам приходится быстро ориентироваться, рассчитывать угол движения яхты относительно направления ветра, думать о течении и о том, чтобы новички (если команда сборная) случайно не напутали с веревками, пока будут травить паруса.
Озеро небольшое, яхт на нем всего шесть — не то что на крупных соревнованиях, где из-за давки сталкиваются так, что щепки летят. Уследить за ними нетрудно, поэтому судят строго.
— Правил масса. Левый галс уступает правому галсу. Тот, кто чисто позади, должен уступать тому, кто чисто впереди. Если с подветренного борта идет лодка, ей надо уступать, — снисходительно рассказывает Гусев о хорошем тоне на воде. Для новичков достаточно базового знания про помеху справа: чтобы избежать столкновения, лодка, в борт которой ветер дует слева, должна уступить дорогу судну, у которого ветер справа.
— Почему та одинокая яхта отбилась от остальных?
— Шкипер ушел форель ловить. Шутка. Но, говорят, форель в этих местах отличная.
Женщина на корабле
Яхтинг — это всегда тусовка. Вернее, сначала паруса, ветер, свобода и пять гонок в сутки, а потом тусовка. Так и в Кезеной-Ам первый соревновательный день продолжила ночная вечеринка — с поправкой на особенности региона. На концерте танцевали лезгинку и внезапно — ирландские танцы («Надо же такому случиться, что ирландца зовут Хасан Назарбиев», — удивлялись зрители), ведущие шутили про разницу в менталитете чеченцев, москвичей и европейцев.
В сообществе яхтсменов все очень разные, но характерные черты одни и те же, говорят моряки. Требуются люди увлекающиеся, открытые и без особых тараканов в голове. В парусном спорте неадекватные не задерживаются. Если человек не готов работать в команде, второй раз на борт его не возьмут.
По сравнению с другими видами спорта, в яхтинге достаточно средних физических способностей, поэтому женщины принимали участие в гонках наравне с мужчинами.
Аманда Сакстон прилетела в Грозный из Новой Зеландии, чтобы поучаствовать в соревнованиях для новичков. Ее пригласил друг из Москвы, пару месяцев назад прислал сообщение: «Еду в Чечню на кубок по яхтингу. Присоединишься?»
— Я тогда подумала, что это безумие и ничего не выйдет. Но согласилась. Не могу назвать себя моряком, — смеётся она. — Я, скорее, самопередвигающийся мешок с песком — пересаживаюсь с одного места на другое и стараюсь не упасть. Но мои товарищи очень терпеливы. В этом году команда из Новой Зеландии выиграла регату Кубок Америки, и поэтому все думают, что каждый новозеландец чемпион парусного спорта. Я немного смущаюсь, что ничего в этом не понимаю.
Меня всегда привлекали необычные уголки мира. Оказалось, Чечня не похожа ни на одно место, где я была. Суровая красота гор, прекрасное озеро. Такого вдохновляющего пейзажа я больше не видела нигде. Для меня очень трогательно наблюдать, как чеченцы гордятся развитием своей республики. Ведь прошло всего 15 лет со времен военных событий.
В одиночку пройти океан
— Где мой конь? Мне не дали коня! — взывает к организаторам гостья регаты. Дождь продолжает навязчиво моросить, поэтому обещанные вечером конные прогулки отменили — кататься по грязи небезопасно. Но можно, например, поехать в горное село Хой — всего несколько километров — посмотреть на руины древних домов, посидеть на соломенных тюках и послушать истории про вечно холодный Кезеной-Ам. Но лучше остаться у озера и познакомиться с человеком, который в одиночку пересек Атлантический океан.
У Юрия Фирсова седые волосы, пронзительно желтая бейсболка и очки с темными стеклами.
— Мы стартовали из Франции, дошли до Канарских островов и оттуда отправились в Гваделупу, — рассказывает капитан. — У меня на маршрут ушло 32 дня. В гонке чего только не было: и падения за борт, и встречи с китами.
Он стал сороковым из восьмидесяти двух участников и первым человеком из России, который прошел одиночную дистанцию Mini Transat. В Грозный Фирсов попал впервые.
— Мне было интересно посмотреть. Это же первая гонка. Побывать на регате в Чечне — очень необычно. Посмотрите, какие здесь красоты! Суперское место, встречают хорошо, люди friendly. Не думал, что здесь так все будет.
Фирсов — шкипер в команде новичков. У него в подчинении пара матросов, которые за два дня успели освоить азы морского дела.
— Чтобы понимать происходящее на яхте, надо знать термины. Теория парусного спорта — довольно объемная, не хватит и недели заучивания. На первых порах нормально говорить «потяни красную веревку» вместо «добери стаксель-шкот» и «потяни зеленую» вместо «трави фал», — жонглирует сленгом Фирсов.
Мимо нас проплывает учебная лодка «Оптимист» — на таких на озере тренируются дети. Капитан наблюдает.
— Мне кажется, на Грозненском море можно было бы открыть детскую яхтенную школу. На Кезеной возить ребят далековато, а вот если все организовать на месте, мне кажется, в Чечне был бы парусный спорт, — считает он.
Сюрприз от Кадырова
В финальный день соревнований неожиданно приехал Рамзан Кадыров. Ему представили команды и пригласили смотреть суперфинал Кубка Кезеной-Ам «Ахмат», в котором участвовали шесть команд-победителей из двух гоночных групп.
Пока участники гонялись на воде, Хасан Хаджиев объяснял Рамзану Кадырову правила регаты.
— Я особо не разбираюсь, но думаю, что нам всем понравилось. Будем развиваться. Вы знаете, у нас есть своя команда, которая занимает достойные места на международных соревнованиях, — сказал Кадыров, приветствуя победителей супергонки.
Глава республики отметил, что в Чечне и дальше будут развивать спорт.
— Я желаю всем мира, да здравствует спорт! — сказал он.
Суперкубок «Ахмат» Кадыров вручил команде ArtTube RUS (капитан Александр Божко), в ходе церемонии награждения увеличив первый приз в два раза — до одного миллиона рублей.
Переходящий кубок регаты Кезеной-Ам получили команды «Четыре Ветра» (новички и профи-шкипер Леонид Клепиков) и ArtTube (профессионалы). Общий призовой фонд регаты составил 2 миллиона 700 тысяч рублей.