{{$root.pageTitleShort}}

«Эта гонка непредсказуема»: осетинский гонщик «КАМАЗ-мастера» — о победе в африканском ралли

Андрей Каргинов — единственный в мире, кто выиграл и «Дакар», и Africa Eco Race в классе грузовиков. Последнее ралли покорилось ему совсем недавно. Мы поговорили с чемпионом о том, как это было
1001

Механик Дмитрий Никитин, штурман Андрей Мокеев и пилот Андрей Каргинов после победы в ралли Africa Eco Race — 2017

Пилот команды «КАМАЗ-мастер» Андрей Каргинов выиграл ралли-марафон Africa Eco Race в зачете грузовиков — двухнедельная гонка по дорогам знаменитого старого «Дакара» завершилась 14 января, участники преодолели около 6000 километров по территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Теперь он и его штурман Андрей Мокеев — единственные в мире гонщики, выигравшие на грузовиках и Africa Eco Race, и «Дакар», который сейчас проходит в Южной Америке. «Это Кавказ» побеседовал с пилотом о победе, жажде острых ощущений и о том, как осетин стал известным на весь мир автогонщиком.

Про победу

— Конкурентов нельзя недооценивать. На Africa Eco Race было девять грузовиков, вроде не так много соперников. Но уверен: каждый из них в душе мечтал об ошибке со стороны команды «КАМАЗа», чтобы воспользоваться моментом и вырвать победу.

Единственную женщину — португалку Элишабет Жасинту на грузовике «Маn» — постигла неудача: загорелась машина. Успели потушить, но Жасинту решила вернуться домой. Эта гонка непредсказуема.

До последней минуты нельзя быть уверенным в исходе соревнований. Был случай в Южной Америке, когда я за девять километров до финиша проколол колесо и пересек черту на трех колесах. Это был единственный прокол за всю гонку, он стоил мне второго места. Гонщики даже говорят, что борьба начинается после семи дней заезда. Я прекрасно понимал, что впереди пески, и какая-нибудь элементарная ошибка на дюне может унести десятки минут, а то и больше. Поэтому нельзя было расслабляться.

На Africa Eco Race больше половины трассы — спецучастки, труднопроходимые, просто убойные. Главной проблемой стали мавританские пески. На ровной поверхности машина просто вязнет, садится. Ну и огромное количество камней в Марокко.

За всю гонку мы поменяли четыре колеса, но это вполне штатная ситуация.

Победу посвятил второму сыну. Он родился 12 мая 2016 года. И всем близким, которые переживают за меня.

Про «Дакар»

Экипаж Андрея Каргинова на ралли «Дакар-2014»

Владимир Путин поздравляет экипаж Андрея Каргинова с победой в ралли «Дакар—2014»

— Идеальная гонка для меня — победа 2014 года на «Дакаре», когда приходилось догонять, а потом держать лидерство над очень сильным соперником на спецучастке. Напряжение, моральное и физическое, колоссальное. Смог найти силы и поехать еще быстрее, быстрее самого себя. Такая победа запоминается. Понимаешь, что взял «ходом» — то есть не соперник тебе проиграл, а это ты у него выиграл.

«Дакар» 2014-го запомнился не только напряженной борьбой с голландским пилотом Жераром Де Роем. Добавило сложностей и плохое самочувствие: буквально на второй день гонок поднялась температура до 39,4. На одном из спецучастков меня вынесли на носилках, всю ночь провел под капельницами, и до утра не было ясно, поеду я дальше или нет. Но я поехал и даже выиграл спецучасток.

Легких «Дакаров» не бывает. Многие считают за честь просто добраться до финиша, не говоря уже о призовых местах.

Про запредельные нагрузки

— Мы уже три года готовимся к гонкам совместно с инновационным центром Олимпийского комитета по специально разработанной программе. Когда занимаемся на тренажерах, через гипоксическую маску вдыхаем обедненный кислородом воздух. Создается имитация горных условий.

Пилот Владимир Чагин недавно озвучил, что за одну из гонок до завершения карьеры скинул 12 кг. В среднем за ралли можно потерять 5−7 кг — и не только гонщикам, но и тем, кто сидит в кабине. Это и стресс, и специфика питания: утром перед стартом много не поешь, обедать не получается физически — мы в это время находимся за рулем. Так что единственный нормальный прием пищи — вечером, когда наш повар готовит домашнюю еду. Но ужином стараешься не злоупотреблять.

На обоих континентах скорость ограничена. В Южной Америке она 140 км/ч, в Африке — 150. И ее частенько приходилось выжимать.

Про мечты и удачу

— Было обидно на «Дакаре» год назад, когда пробил поддон, задев большой булыжник — его ремонт откинул меня далеко назад. Удача для нас имеет огромное значение, мы к ней очень бережно относимся.

«Шелковый путь» (международный ралли-марафон, в 2016 году прошел по маршруту Москва — Пекин. — Ред.), гонка, набирающая сейчас обороты, в каком-то смысле превосходит даже «Дакар». До сих пор она мне не покорилась. Максимальный результат, которого удалось достичь, — третье место. Хочется хоть раз быть первым.

Ралли «Шелковый путь»

Про команду и дух победителя

— Мы едем не сами по себе, а командой, и всегда «КАМАЗ» подстраховывает другой «КАМАЗ» — кодекс взаимопомощи на первом месте.

В каждом заложен потенциал победителя. Просто какие-то люди его раскрывают, а какие-то нет.

Удачно сложившаяся гонка приносит огромное удовлетворение. Но и в обычной жизни требуется подзарядка. Зимой катаюсь на сноуборде. Еще у меня два спортивных мотоцикла. Экстремальную езду себе не позволяю, как говорят у нас в команде, «наше здоровье нам не принадлежит».

Про дальние страны

— В Аргентине дождливо и температура доходит до плюс 50−60 градусов — это трудно и для человека, и для машины. К тому же в Южной Америке некоторые участки трассы находятся на высоте до 5 тысяч километров.

Бывает, на несколько секунд можешь отвлечься и разрешить себе оглядеться по сторонам и насладиться пейзажами. Где-то боковым зрением улавливаешь красоты Южной Америки или Африки. Эти, пусть и мимолетные, картинки навсегда врезаются в память.

Про семью

— Все действующие пилоты начинали в карт-клубе. Я занимался с 8 лет — папа привел. Потом понял, что нужно двигаться дальше, тем более под боком такая легендарная команда, как «КАМАЗ-мастер».

Отец приехал в Набережные Челны на строительство завода «КАМАЗ» в 1976 году. Это, кстати, и год моего рождения, и год выпуска первого автомобиля КАМАЗ — разница между датами около недели.

Мой сын Захар в этом году в соревнованиях по картингу стал чемпионом Татарстана в самой младшей возрастной категории — до 10 лет. Видно, что гонки его захватывают. Но цель — не сделать из сына Шумахера или чемпиона: в карт-клубе дети получают еще и воспитание.

Не страшно ли за сына? Всякое бывает, но эмоции, впечатления, результат на финише все компенсируют, и тебе хочется этим заниматься больше и больше.

Про Кавказ

— Я один с Кавказа в нашей большой команде «КАМАЗ-мастера». Хочу приехать в Осетию в ближайшее время, надеюсь, в этом году получится.

Андрей Каргинов с супругой Гульфией

У нас в городе есть осетинская община, туда ходят и мои родители, и я, и мой сын. Захар даже одно время занимался национальными танцами.

Дома у меня много всего, связанного с Осетией: статуэтки, книги, даже подаренные кинжал и папаха.

В прошлом году мы с супругой всех удивили. Новый 2016 год встречали по традиции на работе — а отмечаем мы очень весело, в большом зале украшаем елку, устраиваем утренники, ставим спектакли. Темой праздника на тот раз были национальные костюмы. Я и супруга надели осетинские наряды, для полноты образа у меня были даже бурка и папаха. Разучили танец на две-три минуты. Дебютировали на сцене, и всем понравилось. В конкурсе за нас отдали большое количество голосов — и Осетия победила. Было очень приятно.

Фариза Хадашева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка