{{$root.pageTitleShort}}

Тысяча и один барабанщик

Можно ли прославиться на весь мир и попасть в Книгу Гиннесса, играя на национальных инструментах? Дети из осетинского ансамбля «Ритмы гор» — из тех, у кого это получилось

Коллектив «Ритмы гор» во Владикавказе в представлении не нуждается. Он известен здесь уже четверть века — с тех пор, как музыкант из самого популярного в Северной Осетии ансамбля национального танца «Алан» Магомет Карсанов, «переиграв» руку, ушёл с работы и открыл во Дворце пионеров кружок юных доулистов.

Дзерасса Дзлиева, искусствовед

«Доул — общекавказский инструмент, но у каждого народа есть своя разновидность. От обычного барабана доул принципиально отличается двумя моментами. Внутри барабана устанавливается спираль, доул — абсолютно полый. За счёт этого звуки извлекаются разные. И второе, самое очевидное: к барабану прилагаются палочки, на доуле играют руками».

Мамины артисты

Высокий, импульсивный, заводной и эмоциональный Магомет и ансамбль создал себе под стать — с необычайной энергетикой кавказского ритма. Так говорят фанаты маленьких доулистов.

А они и впрямь маленькие. В младшей группе занимаются трёхлетки, их приводят мамы. Не просто приводят за ручку и ждут окончания репетиции, а сидят рядом с ребёнком и барабанят наравне с ним.

— За много лет работы пришёл к такой методике: надо детей с родителями вместе учить, так они лучше все усваивают, да и дома эффективнее занимаются. У нас у каждой мамы свой инструмент, — улыбается Магомет.

Среди мам в коллективе доулистов есть свои звезды. Пока водили детей на репетиции, сами сыгрались так, что уже могут сколотить собственный «мамский доул-бэнд». Но все же их основная задача — приводить малышей и проносить их барабаны: у Карсанова даже самые маленькие сразу играют на настоящем взрослом доуле. Детских инструментов учитель не признает, говорит, что переучить потом невозможно.

Ольга Гагулова, музыкант

«В советское время основы для доула делали на фабриках, а потом мастера-доулисты подгоняли инструмент индивидуально под артиста. А сейчас никаких заготовок днём с огнём не найти, инструмент может сделать только мастер-одиночка. На деревянную основу натягивают кожу козлёнка, очень важно, чтобы швы были хорошо закреплены, чтобы доул не лопнул прямо во время выступления. Очень ценятся старые, добротно сделанные инструменты, они часто передаются от старших к младшим».

— Обязательно нужна выносливость, чтобы играть, — рассказывает Магомет Карсанов. — Дети, особенно младшие, за одно занятие выдыхаются, это тяжело физически.

Сам Магомет, похоже, не устаёт никогда. Его рабочий день во Дворце пионеров длится с 9 утра до 8 вечера с часовым перерывом. Занятия всегда разные — в зависимости от настроения учителя и ребят. Но понимают они друг друга с полуслова. И предложение «порисовать на этом ритмическом рисунке» никого не ставит в тупик, так же как и задание на импровизацию: сопровождать игрой танец самого Магомета. Учитель начинает двигаться, а ученики должны поддержать его музыкально.

Эмансипация по-горски

Фишка «Ритмов гор» и его главное отличие от других подобных коллективов — девочки. Традиционное сочетание — парень-доулист и девушка-гармонистка — в ансамбле трансформировалось. Теперь свой сольный выход есть и у мальчиков, и у девочек.

Как рассказывает Магомет, участие девочек задумывалось исключительно для украшения номера, потому что доул — мужской инструмент. Номер с участием девочек — это примерно как популярный мужской танец с кинжалами, который танцует переодетая в черкеску девушка, в финале танца скидывая папаху, а из-под нее эффектно падает коса.

Но жизнь внесла в идею Магомета свои коррективы — девочки влюбились в доул, и теперь от желающих заниматься нет отбоя.

— Вообще-то первые ученицы мои — это сестры мальчиков, которые ходили в кружок. Они сидели, пока братья занимались, и втянулись понемногу, — рассказывает Магомет. — А теперь от них отбою нет, очень старательно занимаются. Но все же доул — мужской инструмент, там важны сила и выносливость.

60 президентов и весь мир

За 25 лет через «Ритмы гор» прошло больше тысячи учеников.

— Точную цифру сказать не могу, я своих учеников не считал, — говорит Карсанов. — Важно другое: ни один из них не стал хулиганом, не пошел по наклонной. Среди моих бывших учеников кого только нет — и прокуроры, и чиновники, и строители. Все молодцы, все умеют трудиться.

Маленькие артисты «Ритмов гор» не только умеют трудиться, но и обладают стойким иммунитетом к «звездной болезни», хотя после Олимпиады в Сочи коллектив прославился далеко за пределами республики.

— Мы выступали на церемонии открытия Олимпиады, а потом на «закрытом» концерте, зрителями которого были высокие гости Зимних Сочинских Олимпийских игр — 60 президентов и в их числе президент России Владимир Путин, — рассказал Карсанов. — После этого по приглашению федерального Министерства культуры мы стали участниками международного культурного проекта «Feel Russia».

Теперь «Ритмы гор» в числе лучших коллективов России представляют страну за рубежом. Ребята уже выступили на открытых площадках в Казахстане, Германии, Австрии, Финляндии, Испании и Греции. Впереди у «Ритмов гор» новые страны и города.

Набирающий популярность коллектив уже выступает двумя составами — чтобы успеть и на Кремлевскую елку, и на Сицилийский международный конкурс-фестиваль.

Рекорды и звезды

Магомет Карсанов говорит, что звезды — необычайно одаренные от природы дети — появляются в его ансамбле с определённой периодичностью.

17-летний Хан Демиров в прошлом году попал в Книгу рекордов Гиннесса — за то, что в течение 7 секунд одновременно на руках и ногах крутил 4 барабана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
10 мифов о Кавказе
Думаете, здесь танцуют только лезгинку? А Пятигорск — это потому что пять гор? Опровергаем распространенные заблуждения

Сейчас в «Ритмах гор» новая звезда — 12-летний Ислам Макоев. Рекордов ещё не ставил и занимается в студии всего год, но его техника, быстрота реакции, энергетика и улыбка покоряет зрителей в разных странах. Совсем недавно мальчик на ура прошел кастинг конкурса «Синяя птица», продемонстрировав, с какой лёгкостью он крутит три барабана.

Подрастает 6-летний Алим Кусов. Он уже опытный артист, пришёл играть в 3 года со старшим братом. Мальчик с удивительной лёгкостью схватывает и воспроизводит очень сложные ритмы. Правда, может запутаться в самых простых, такая вот особенность.

— Я занимаюсь в ансамбле третий год, — говорит Алим. — До этого сюда ходил мой старший брат. Дома он с мамой репетировал. Мне было интересно, я все время просил его дать мне тоже поиграть на доуле. Мама заметила, что у меня даже лучше получается. Брат потом бросил, а я хожу и бросать не собираюсь. Мне нравится, интересно.

Мальчишки в ансамбле все шустрые, живые, непоседливые, азартные. Другие на доуле играть и не смогут. Но когда руководитель что-то объясняет, в зале стоит тишина. Никто не шумит, не переговаривается. Можно только обмениваться улыбками, что тоже часть репетиции: ведь зажигательная улыбка во время представления — это часть шоу доулистов.

Но зато как только репетиция окончена — темперамент прорывается наружу, кружок доулистов — самый шумный во Дворце детского творчества, и не только из-за боя барабанов.

В искусстве игры на доуле самое главное — это энергетика, уверен Магомет.

— Нас везде очень хорошо принимают не потому, что мы экзотика, а потому, что у нас энергетика. Она чувствуется и в Кремле, и на площади в любой стране мира. Она цепляет зрителя. Мы играем не каждый сам по себе — все вместе, чтобы слышали друг друга. Как одно целое. Это и создает наш особый кавказский энергетический посыл!

Видео: Анна Кабисова

Мадина Сагеева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ