Коллектив «Ритмы гор» во Владикавказе в представлении не нуждается. Он известен здесь уже четверть века — с тех пор, как музыкант из самого популярного в Северной Осетии ансамбля национального танца «Алан» Магомет Карсанов, «переиграв» руку, ушёл с работы и открыл во Дворце пионеров кружок юных доулистов.
Мамины артисты
Высокий, импульсивный, заводной и эмоциональный Магомет и ансамбль создал себе под стать — с необычайной энергетикой кавказского ритма. Так говорят фанаты маленьких доулистов.
А они и впрямь маленькие. В младшей группе занимаются трёхлетки, их приводят мамы. Не просто приводят за ручку и ждут окончания репетиции, а сидят рядом с ребёнком и барабанят наравне с ним.
— За много лет работы пришёл к такой методике: надо детей с родителями вместе учить, так они лучше все усваивают, да и дома эффективнее занимаются. У нас у каждой мамы свой инструмент, — улыбается Магомет.
Среди мам в коллективе доулистов есть свои звезды. Пока водили детей на репетиции, сами сыгрались так, что уже могут сколотить собственный «мамский доул-бэнд». Но все же их основная задача — приводить малышей и проносить их барабаны: у Карсанова даже самые маленькие сразу играют на настоящем взрослом доуле. Детских инструментов учитель не признает, говорит, что переучить потом невозможно.
— Обязательно нужна выносливость, чтобы играть, — рассказывает Магомет Карсанов. — Дети, особенно младшие, за одно занятие выдыхаются, это тяжело физически.
Сам Магомет, похоже, не устаёт никогда. Его рабочий день во Дворце пионеров длится с 9 утра до 8 вечера с часовым перерывом. Занятия всегда разные — в зависимости от настроения учителя и ребят. Но понимают они друг друга с полуслова. И предложение «порисовать на этом ритмическом рисунке» никого не ставит в тупик, так же как и задание на импровизацию: сопровождать игрой танец самого Магомета. Учитель начинает двигаться, а ученики должны поддержать его музыкально.
Эмансипация по-горски
Фишка «Ритмов гор» и его главное отличие от других подобных коллективов — девочки. Традиционное сочетание — парень-доулист и девушка-гармонистка — в ансамбле трансформировалось. Теперь свой сольный выход есть и у мальчиков, и у девочек.
Как рассказывает Магомет, участие девочек задумывалось исключительно для украшения номера, потому что доул — мужской инструмент. Номер с участием девочек — это примерно как популярный мужской танец с кинжалами, который танцует переодетая в черкеску девушка, в финале танца скидывая папаху, а из-под нее эффектно падает коса.
Но жизнь внесла в идею Магомета свои коррективы — девочки влюбились в доул, и теперь от желающих заниматься нет отбоя.
— Вообще-то первые ученицы мои — это сестры мальчиков, которые ходили в кружок. Они сидели, пока братья занимались, и втянулись понемногу, — рассказывает Магомет. — А теперь от них отбою нет, очень старательно занимаются. Но все же доул — мужской инструмент, там важны сила и выносливость.
60 президентов и весь мир
За 25 лет через «Ритмы гор» прошло больше тысячи учеников.
— Точную цифру сказать не могу, я своих учеников не считал, — говорит Карсанов. — Важно другое: ни один из них не стал хулиганом, не пошел по наклонной. Среди моих бывших учеников кого только нет — и прокуроры, и чиновники, и строители. Все молодцы, все умеют трудиться.
Маленькие артисты «Ритмов гор» не только умеют трудиться, но и обладают стойким иммунитетом к «звездной болезни», хотя после Олимпиады в Сочи коллектив прославился далеко за пределами республики.
— Мы выступали на церемонии открытия Олимпиады, а потом на «закрытом» концерте, зрителями которого были высокие гости Зимних Сочинских Олимпийских игр — 60 президентов и в их числе президент России Владимир Путин, — рассказал Карсанов. — После этого по приглашению федерального Министерства культуры мы стали участниками международного культурного проекта «Feel Russia».
Теперь «Ритмы гор» в числе лучших коллективов России представляют страну за рубежом. Ребята уже выступили на открытых площадках в Казахстане, Германии, Австрии, Финляндии, Испании и Греции. Впереди у «Ритмов гор» новые страны и города.
Набирающий популярность коллектив уже выступает двумя составами — чтобы успеть и на Кремлевскую елку, и на Сицилийский международный конкурс-фестиваль.
Рекорды и звезды
Магомет Карсанов говорит, что звезды — необычайно одаренные от природы дети — появляются в его ансамбле с определённой периодичностью.
17-летний Хан Демиров в прошлом году попал в Книгу рекордов Гиннесса — за то, что в течение 7 секунд одновременно на руках и ногах крутил 4 барабана.
Сейчас в «Ритмах гор» новая звезда — 12-летний Ислам Макоев. Рекордов ещё не ставил и занимается в студии всего год, но его техника, быстрота реакции, энергетика и улыбка покоряет зрителей в разных странах. Совсем недавно мальчик на ура прошел кастинг конкурса «Синяя птица», продемонстрировав, с какой лёгкостью он крутит три барабана.
Подрастает 6-летний Алим Кусов. Он уже опытный артист, пришёл играть в 3 года со старшим братом. Мальчик с удивительной лёгкостью схватывает и воспроизводит очень сложные ритмы. Правда, может запутаться в самых простых, такая вот особенность.
— Я занимаюсь в ансамбле третий год, — говорит Алим. — До этого сюда ходил мой старший брат. Дома он с мамой репетировал. Мне было интересно, я все время просил его дать мне тоже поиграть на доуле. Мама заметила, что у меня даже лучше получается. Брат потом бросил, а я хожу и бросать не собираюсь. Мне нравится, интересно.
Мальчишки в ансамбле все шустрые, живые, непоседливые, азартные. Другие на доуле играть и не смогут. Но когда руководитель что-то объясняет, в зале стоит тишина. Никто не шумит, не переговаривается. Можно только обмениваться улыбками, что тоже часть репетиции: ведь зажигательная улыбка во время представления — это часть шоу доулистов.
Но зато как только репетиция окончена — темперамент прорывается наружу, кружок доулистов — самый шумный во Дворце детского творчества, и не только из-за боя барабанов.
В искусстве игры на доуле самое главное — это энергетика, уверен Магомет.
— Нас везде очень хорошо принимают не потому, что мы экзотика, а потому, что у нас энергетика. Она чувствуется и в Кремле, и на площади в любой стране мира. Она цепляет зрителя. Мы играем не каждый сам по себе — все вместе, чтобы слышали друг друга. Как одно целое. Это и создает наш особый кавказский энергетический посыл!
Видео: Анна Кабисова