Пока обычные дети изо всех сил догуливают последние недели каникул, одаренные времени даром не теряют — и продолжают учиться. В детском лагере «Солнечный берег» в Дагестане работает летняя смена центра для одаренных детей «Сириус-Альтаир». 200 детей со всей республики изучают математику, журналистику, финансовое и инженерное дело. А еще учатся снимать кино. Будущие юристы, программисты, журналисты и врачи рассказали читателям «Это Кавказ» о себе, своих научных разработках и мечтах.
Нужно ли программисту образование?
Абдулкадыр Карагишиев, Махачкала, 14 лет, 9 класс:
— Как я оказался в «Сириусе»? Я участвовал в нескольких олимпиадах по информатике и в хакатоне. Ну и учусь хорошо.
С детства я любил играть в компьютерные игры, мне всегда было интересно узнать, как они делаются. Так я попал на курсы в «Пери Инновации», где научился азам программирования и начал создавать различные приложения. Мне нужен был какой-то проект, что-то неординарное, отличающееся от всего другого. И мы с моим другом Абдуламином Исмаиловым создали 2D-игру «Физгейм». Это игра, которая может менять законы физики: гравитацию и так далее. Пока ее скачать нельзя, потому что она на стадии доработки, в ней очень много багов. Но сама реализация уже имеется.
Пока я в «Сириусе», у меня нет возможности заниматься доработкой игры — мой ноутбук дома. Мы сейчас работаем над новым проектом, думаем, он получится куда лучше, чем предыдущий. Планируем создать либо 3D-игру, либо проект дополненной реальности. Это как в «Инстаграме», когда на фото появляются всякие маски. Вот что-то похожее, но не совсем.
Насчет будущей профессии пока не определился. Многие говорят, что высшее образование программисту не нужно. Я согласен с этим мнением. Если программист — инженер, ему, наверное, необходимо образование. А если человек создает программы, сайты, верстку, игры — их можно и самому делать, не имея специального образования.
Но пока думаю: либо экономический, либо юридический факультет.
О чем мечтаю? Жить нормальной жизнью, помогать своим родителям, близким людям и всегда веселиться, не забывая о них.
«В школе нас учат мыслить шаблонно»
Али Акуев, Кизляр, 14 лет, 9 класс:
— Мой проект — экологический, называется «Живая вода». Смысл его в том, чтобы научить детей беречь воду, потому что это главное, что необходимо человеку. Не просто навязывать эту мысль, а заинтересовать. Как? Демонстрировать интересные фильмы, проводить разные эстафеты, опыты, показывающие, как загрязняется вода.
Сам проект реализовывался во всероссийском детском центре «Орленок» в 2014 году. Я был инициатором, но занималась им группа людей. На какой стадии проект сейчас, я не знаю. У нас было так: находясь в «Орленке», мы реализуем какую-то часть, нам дают сертификаты, и мы уезжаем домой. Дальше проектом занимаются другие люди. Я не отслеживал.
Меня интересуют биология, химия, медицина. Я хочу стать неврологом. Мозг — единственный орган, который невозможно пересадить. Пока. Нейробиология — малоизученная область, и меня это привлекает.
Я не прямо ботаник-ботаник. У меня есть другие интересы помимо учебы. Занимаюсь тхэквондо, рисую. Еще я пел, профессионально занимался вокалом.
Моя главная мечта — чтобы система образования в России немного поменялась. В современной школе нас учат мыслить шаблонно, нам навязывают мысли. Должен быть интерес к учебе. Способов заинтересовать много. Главное в человеке — это саморазвитие. Должны быть какие-то специальные школы.
Направление, которое я выбрал в лагере, — «Финансовая грамотность». В школе мы изучаем математику, обществознание. Это одно. Но финансовой грамотности тебя в школе не учат, а умение обращаться с деньгами пригодится любому человеку. Здесь нас не заставляют зубрить, с нами общаются. Мы часто отходим от темы и ведем беседы. В моей школе такое бывает редко, хотя все зависит от преподавателя.
Мне нравится здесь. Когда ехал, думал, что будет много очень умных детей, одаренных-одаренных, и они не будут такими общительными. Дети на самом деле оказались умные и талантливые, но при этом общаются с тобой как твои друзья. Это как обычный лагерь, только здесь есть учебные занятия, и они всем нравятся.
Лет через десять я вижу себя, во-первых, человеком. Это главное. Я рассчитываю, что поступлю в вуз в Питере — у нас там есть родственники, отучусь и останусь работать там же.
С камерой по миру
Мадина Асхабова, Махачкала, 17 лет, 11 класс:
— Я участвовала в олимпиадах практически во всех сферах: математика, общество, биология, спорт… Видимо, за эти заслуги меня и пригласили в «Сириус».
Тут у нас свой режим. Ходим на образовательные программы. Мое направление — «Мы снимаем кино». Все связано с кино, видеокамерами, фотоаппаратами. Сначала была теория, сейчас переходим к практике. Что будем снимать? Кино! Может быть, в дальнейшем я сниму свой фильм, и это станет моим хобби, если я научусь красиво пользоваться техникой.
Нам задали домашнее задание — написать сценарий. О чем буду писать, пока не знаю. Вообще, у нас самое позитивное и энергичное направление, всегда шумно и весело на занятиях.
Я люблю волейбол, а еще занимаюсь настольным теннисом. Около года ходила на кикбоксинг, хотя этот вид спорта не для девочек. Потом решила, что надо поднажать на учебу, впереди ЕГЭ. Но стараюсь поддерживать форму: пробежка, зарядка. Профессионально спортом заниматься не хочу, просто для здоровья.
У меня много мыслей по поводу того, кем стать. Интересует юриспруденция, но также я занимаюсь английским и хочу подать документы на иностранный факультет в Дагестанском госуниверситете. Мне очень нравится английский язык. Хотелось бы поехать в другую страну, чтобы разговаривать на нем, выработать произношение. Вторым иностранным я бы выбрала, наверное, французский. У нас в школе некоторое время его преподавали.
Я мечтаю уехать в какую-нибудь новую страну, познакомиться с культурой, сделать фотографии, не зря же я учусь снимать. Может быть, сниму короткометражку об этой стране.
Как напоить целый город
Рамазан Гаджирамазанов, Южно-Сухокумск, 17 лет, 11 класс:
— Несколько месяцев назад я подал заявку на городской конкурс, посвященный Году экологии, с проектом об артезианских источниках Южно-Сухокумска. Люди не берегут эту качественную питьевую воду, она просто вытекает из скважин под собственным давлением. Я предлагал установить хотя бы какие-то краники. Но проблема в том, что зимой у нас бывают довольно низкие температуры, на моей памяти было минус 23. Без движения вода в таких условиях замерзает. Это очень интересно, если углубиться в тему. Я прошел в следующий этап, республиканский, и занял второе место.
Сейчас думаю над новым проектом: как избавить наш город от режима почасовой подачи воды. Сейчас вода из десятков артезианских скважин идет в одну бочку, проходит фильтрацию и отправляется в котельную, а оттуда — в дома горожан. Питьевую воду мы набираем отдельно в источниках. Я предлагаю пробурить еще пару скважин и поставить вторую такую же бочку. Они смогут заменять друг друга, обеспечивая бесперебойную подачу воды. К нам на днях приезжали чиновники. Заместитель министра образования и науки Дагестана Алексей Карпухин очень заинтересовался этой темой и даже дал мне номер своего мобильного, сказал, что после окончания смены в «Сириусе» мы встретимся с ним и обсудим проблему с водой в Южно-Сухокумске.
После окончания школы я планирую заняться юриспруденцией. Поступать думаю либо в Ставрополе, либо в Пятигорске, как сложится. Если получу по ЕГЭ высокие баллы, то можно попасть на бюджетное отделение. Есть квоты на бюджет для одаренных детей, но я себя таким не считаю, надо реально смотреть на вещи. У меня по математике, русскому, химии и другим предметам тройки. Пятерки у меня по литературе, географии, обществознанию. Читать люблю, но школьная программа не очень мне интересна.
Планировать что-то на будущее не стоит, потому что никто не знает, когда смерть его настигнет. Сейчас мои мечты — хорошо учиться, сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
«Думала, будут какие-то заумные дети»
Алина Гаджиева, Избербаш, 15 лет, 10 класс:
— Недавно у нас в республике вышла книга «Как слово доброе душу разбудит». Это сборник сочинений талантливых дагестанских детей. В сборник вошла моя сказка о традициях Дагестана, о том, как в разные времена люди вели себя в определенных ситуациях. Информацию я собирала у старейшин в разных селах, ездила вместе с родителями. Потом написала сочинение. У меня получилось в виде сказки.
Мои произведения и раньше издавались, в других сборниках. Но это были не такие масштабные проекты.
Меня тянет в разные направления. В том числе в журналистику. Мне нравится общаться с людьми, писать. Вообще, я думаю связать свое будущее с общением с людьми. Но какая именно это будет профессия, пока не знаю.
Я не ожидала, что здесь будет так здорово. Думала, приедут какие-то заумные дети, будут все время с книжками ходить, но мы общаемся как лучшие друзья.
Учителя тут эмоциональные, умеют заинтересовать. С первого же занятия наша Динара Керимовна нас всех увлекла. Очень много интересного рассказывает о журналистике. Мы проводим свои ток-шоу на разные темы, обсуждаем экологию, коррупцию. Сейчас у нас домашнее задание — разработать сценарий для нового ток-шоу.
Дома у нас большая библиотека, огромный книжный шкаф, я мечтаю перечитать все эти книги. Мама мне рассказывала, какие они все интересные, но пока у меня не получается, не хватает времени.