{{$root.pageTitleShort}}

Жить по «Анжи»: как дагестанские фанаты пережили взлет и падение любимого клуба

Миллиардер Сулейман Керимов подарил махачкалинской футбольной команде «Анжи» настоящую сказку. Но Керимов ушел. А болельщики — остались

Махачкалинский «Анжи» снова трясет. Миллиардер Сулейман Керимов больше не владелец футбольной команды. Звездная «новая история» клуба закончилась. Сейчас «Анжи» занимает в российской премьер-лиге 12-ю строчку из 16-ти. Поменялся состав, изменился тренерский штаб. Неизменным осталось только одно — преданность болельщиков.

— Сейчас главное — сохранить прописку в премьер-лиге, — говорит Камиль Амирханов. — Новый владелец клуба обещает, что футболисты будут «брать духом». И я верю, что ребята справятся.

Камиль — верный болельщик махачкалинцев. Прикованный к инвалидному креслу парень — завсегдатай домашних матчей «Анжи». Как и еще сотни дагестанцев, по-прежнему приходящих на «Анжи-Арену» поддержать любимую команду.

Перед каждым домашним матчем игроки «Анжи» могут быть уверены: на трибуне D их будет ждать стук барабанов, желто-зеленые шарфы и дружное скандирование сотен голосов. Это — фан-клубы махачкалинцев. Самый большой и известный из них — «Дикая дивизия».

Сколько их точно — фанаты не знают: делить болельщиков на членов клуба и остальных у них не очень принято. В лучшие времена на «фанатских» местах на стадионе оказывалось до двух тысяч человек. Но времена у «Анжи» были разные.

Конец и вновь начало

Шел 1998 год. Махачкалинский «Анжи» выступал в первом дивизионе и рвался в премьер-лигу, когда два молодых человека — Кайрав Кагерманов и Мурад Генжеханов — решили, что пора их любимой команде обзавестись собственным фанатским движением. В качестве названия для будущего фан-клуба рассматривали два варианта: «Дикая дивизия» и «Акулы Каспия». Первый отсылал к кавказской конной дивизии, сформированной в 1914 году по приказу Николая II, а второй… ну, а второй, — к хищному морскому обитателю, неравнодушному к пузатым серфингистам. Кажется, выбор был очевиден.

Барабан, горн, пара клубных флагов — это все, чем располагала «Дикая дивизия» для того, чтобы заводить стадион. Постепенно движение затухло. Настоящий расцвет его ждал позже — когда за дело взялся Рамазан Газиев, будущий лидер фанатов в Дагестане, а сейчас — заместитель генерального директора махачкалинского клуба.

Футбол поселился в его сердце (и устроился там, как у себя дома) в детстве, а именно 30 октября 1999 года: в тот день Рамазан впервые посетил домашнюю игру «Анжи». Со временем всезнайка-интернет рассказал ему, как болеют футбольные фанаты в других странах, а сердце подсказало, что нечто подобное надо организовать и в Дагестане. Это получилось сделать в 2008-м. Первым «официальным мероприятием» возрождающейся «Дикой дивизии» стала поездка небольшой группы болельщиков во Владикавказ на выездную встречу «Анжи» с местной «Аланией». Ну, а поскольку хорошие люди в гости с пустыми руками не ходят…

— Мы захватили с собой баннер, — вспоминает Рамазан Газиев, — на нем было изображено две руки: одна с дагестанским флагом, другая — с осетинским. Рисовали сами, так что получился он неказистым. Вдобавок ко всему одна девочка во время рисования задела баночку с краской, и та разлилась на баннер. Так что он еще и с пятнами был. Но мы все равно взяли его с собой и гордо развернули на своей трибуне.

Этот выезд стряхнул пыль с «Дикой Дивизии», и она засверкала новыми красками. У «Анжи» снова появился полноценный фан-клуб. И если вы думаете, что у него исключительно мужское лицо, — вы сильно ошибаетесь.

Мама, папа, гол!

Хайбат Муслимова. Фото: пресс-служба ФК «Анжи»

— За «Анжи» я начала болеть еще в 1995-м, — говорит Хайбат Муслимова, руководитель пресс-службы «Дикой Дивизии», — а впервые на стадион пошла в 1999-м. Очень боялась, хотя и была с двоюродным братом. Мне казалось, что если меня заметит кто-то из знакомых, это будет таким позором! Тогда девушка на стадионе смотрелась дико. Но потом началась игра — и я обо всем забыла.

На следующие игры Хайбат спокойно ходила одна.

— Мужчины в первое время косились на меня с неодобрением. Мол, чего это она от плиты отошла. Ну, ничего, я их зато окультуривала. Они при мне стеснялись ругаться.

Сейчас Хайбат замужем и воспитывает детей, но это нисколько не мешает ей поддерживать родной клуб. Ну и, конечно, она принесла немного футбола в семью. Первым словом ее дочери было «мама», вторым — «папа», а третьим — «гол».

И пришел Сулейман

В январе 2011 года владельцем «Анжи» стал дагестанский миллиардер Сулейман Керимов. Началась сказка.

— Если бы раньше мне кто-то сказал, что за «Анжи» будут выступать Роберто Карлос и Самюэль Это’О, я бы ответил: «Хватит меня подкалывать», — говорит Камиль Амирханов. — Да любой болельщик «Анжи» бы так ответил. Где мы, где Карлос… Когда в клуб пришел Сулейман Керимов, мы ожидали, что многое поменяется… и ошиблись. Поменялось вообще все.

В 2013 году врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов прямо на стадионе вручил Сулейману Керимову орден «За заслуги перед Республикой Дагестан»

Сулейман Керимов изменил весь «Анжи». В состав команды пришли игроки, которые уместно смотрелись бы в любом топ-клубе: чемпион мира Роберто Карлос, лучший бомбардир в истории сборной Камеруна Самюэль Это’О, защитник сборной Конго Кристофер Самба, успевший поиграть в «Челси» Юрий Жирков… Рулевым команды стал голландский специалист Гус Хиддинк, в свое время работавший с сильнейшими клубами Европы и национальными сборными.

Народ повалил на стадион. Махачкала начала сходить с ума по футболу. Но у этой медали была и оборотная сторона.

Жесткий мир «околофутбола»

Болельщики «Анжи» вплотную столкнулись с жестким миром «околофутбола» — провокации на стадионах, драки между фанатами, терки в сети… В этой «фанатской войне» «преуспели» обе стороны: как и ненавистники «Анжи», которым не понравилось, что у кавказского клуба появились чемпионские амбиции, так и сами болельщики махачкалинского клуба.

Большой резонанс получил инцидент, произошедший в Дагестане летом 2013 года после матча «Анжи» — «Ростов». Болельщики махачкалинского клуба закидали камнями автобус с ростовскими болельщиками. В больницу с ушибами и гематомами попали несколько ростовчан. Рамазана Газиев утверждает, что акт агрессии был ответной реакцией дагестанских болельщиков.

— До этого в Ростове после матча избили местных дагестанцев. Болельщики, приехавшие с родины поддержать «Анжи», спокойно уехали, а вот те дагестанцы, кто жил в Ростове и пришел на стадион… вот им крепко досталось. Их настигали в парках, на улицах.

Рамазан утверждает, что СМИ об инциденте промолчали. А родственники избитых в Ростове дагестанцев и просто болельщики «Анжи» решили отомстить.

— Я не оправдываю их действия. Просто пытаюсь объяснить, что подобная реакция была закономерной. Дело не в том, что в Дагестане какие-то дикари живут. А в том, что молодым людям очень сложно сдержать себя, если избивают их родню, — говорит Рамазан. Он объясняет, что регулярно призывал членов «Дикой дивизии» не поддаваться на провокации, не участвовать в драках и уж тем более — не затевать их. — У нас есть свой устав. И самый первый принцип гласит: «Мы болеем за свою команду. А не против кого-то».

Хайбат Муслимова утверждает, что с недоверием относились даже к дагестанским журналистам: в пресс-центрах коллеги группами отходили от них в сторону…

— Конечно, была травля, — соглашается болельщик Камиль Амирханов, — но и у нас были проколы: «быков» в Дагестане хватает. Бывает, возвращаешься со стадиона с друзьями и видишь кучку наших же болельщиков, которые выкрикивают что-то нечленораздельное и ведут себя вызывающе. Не исключаю, что такие действительно могут затеять драку с болельщиками других клубов.

Несбывшиеся мечты о Кубке УЕФА

И если «фанатские войны» и национализм — дело, к сожалению, обычное, то футбольный успех кавказского клуба казался фантастикой.

В сезоне 2012−2013 года «Анжи» впервые в своей истории завоевал бронзовые награды чемпионата страны и во второй раз пробился на международную арену. Однако болельщиков махачкалинского клуба ждала неожиданная неприятность. УЕФА запретил «Анжи» проводить матчи Лиги Европы в Дагестане. Причина — в республике слишком опасно: взрывы, спецоперации… «Анжи» был вынужден проводить домашние игры в рамках Лиги Европы в подмосковном Раменском.

— Было очень обидно — вспоминает Камиль Амирханов, — я-то в своем состоянии точно не мог добраться до Московской области. Да большинство болельщиков туда не могли попасть. Нас всех лишили праздника, который мы заслужили. Знаю, что «Дикая дивизия» хотела изменить ситуацию. Ребята устраивали митинг, писали письмо в УЕФА, где пытались объяснить, что в Дагестане часто проводятся разные международные турниры по вольной борьбе и по другим видам спорта, что здесь не так опасно, как показывают по телевизору. В конце концов, и в Европе иногда гремят взрывы.

Но УЕФА оставило свое решение в силе.

Сказка кончилась. Глоры разбежались

А первую половину следующего сезона «Анжи» провел неудачно. И в августе 2013-го было объявлено, что Сулейман Керимов, недовольный выступлением команды, значительно сокращает бюджет клуба. Многих ведущих игроков продали, место главного тренера занял дагестанский специалист Гаджи Гаджиев, уже работавший с «Анжи».

По итогам сезона махачкалинский клуб вылетел из премьер-лиги. Сказка кончилась. Глоры разбежались.

— Было обидно наблюдать, как пустеет стадион, — признается Хайбат Муслимова, — но у меня нет каких-то отрицательных чувств к глорам. Ушли и ушли, спасибо что поддерживали. Не заставишь же человека любить футбол. Главное, что настоящие болельщики остались.

В режиме реального времени

Болельщики остались и пережили еще не один волнительный момент. «Анжи» вернулся в премьер-лигу, но стабильной для клуба ситуацию было не назвать. А в конце прошлого года грянули новые перемены: владельцем команды стал российский предприниматель Осман Кадиев, с 2001 по 2006 год руководивший другим махачкалинским футбольным клубом — «Динамо». Эпоха Сулеймана Керимова подошла к концу.

Кто-то из болельщиков «Анжи» называет ее мыльным пузырём и считает, что лучше бы она не начиналась: ведь в итоге пузырь лопнул, разочаровав многих фанатов, поверивших, что их клуб может войти в элиту российского и европейского футбола. Кто-то, напротив, навсегда останется благодарен Керимову за то, что тот устроил для дагестанцев футбольный праздник.

Сейчас команда находится в опасной близости от зоны стыковых матчей. О том, чего ожидать от нового владельца, мнения у фанатов разные.

— Я рада, что новым владельцем «Анжи» стал недалекий от футбола человек. Во времена, когда он руководил «Динамо», он за своих ребят был готов любого за горло взять. Иногда даже брал (смеется). Думаю, футбольные амбиции у него остались. Знаю, что из-за его характера он не всем нравился в Российском футбольном союзе. Есть версия, что «Динамо» распался именно из-за его конфликтов с союзом… Верю, что с «Анжи» такое не повторится.

А еще одна активная болельщица «Анжи» Айшат Мусаева поддерживает идею Османа Кадиева сделать ставку на воспитанников дагестанской школы футбола.

— Мне, конечно, нравился наш звездный состав… но он казался такой недотрогой, — признает Айшат, — как музейный экспонат: выставляли напоказ, а потом прятали. Да, о кубках и медалях, скорее всего, придется забыть. Зато местные ребята будут ближе к народу.

Ну, а народ… в какой бы лиге ни выступала их родная команда, они всегда поддержат ее громким криком: «Вперед, „Анжи“!»

Видео: Сабир Абдурахманов

Руслан Бакидов

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

5 удивительных озер Дагестана, где можно купаться, рыбачить или любоваться отражением гор

На самом деле озер тут гораздо больше. Да и Каспий, строго говоря, тоже озеро. А есть еще рукотворные водохранилища. Но сегодня мы расскажем о природных водоемах, которые обязательно стоит посетить